Армения. Неспешная велосипедная прогулка или спортивный поход 3 к с.

Начну с того, что планировался поход по Испании, но испанцы всячески препятствовали получению своей визы и за месяц до заявленного времени, Испания превратилась в Армению. А что, там мы тоже не бывали и наши колеса должны оставить свои следы на армянской земле.

oplus_0

Куплены авиабилеты Москва Ереван авиакомпании Utair, к назначенному сроку собралась достойная команда из 8, проверенных велотуристов. Делаем страховые полисы на выезд за рубеж: часть покупает страховки на велотуризм и активный отдых, а несколько человек — страховки у Тинькова – на неспешную велопрогулку. Так мы и поехали. Билет стоил около 32.000 р, при этом мы до самого вылета не понимали входит ли велосипед в бесплатную часть провоза багажа. Все решилось в аэропорту Внуково.

Нам удалось провезти весь наш багаж, не заплатив дополнительно ни рубля. Вернее мы взяли доп. место багажа, но позже нам вернули эти деньги по запросу. Utair рулит! Авиакомпания не кормит на рейсе пассажиров, все за ваши деньги. Прилет ночной около 01-30 ночи. Я заранее спланировал место ночевки недалеко от аэропорта,  мы встали рядом с частным садом, поставив палатки и сразу отрубились. Утром в 8 часов, несколько выспавшиеся лакомимся, с разрешения хозяев, спелыми яблоками, сливой и инжиром. Так нас встречала Армения. Сегодня у нас дальний путь, мы едем сначала в Эчмиадзин — резиденцию армянской церкви,

а потом в Хор Вирап у подножья Арарата. День — очень жаркий, температура днем около 35гр. С (вспоминаем Камбоджу). Обедаем в Эчмиадзине в известном ресторане. Цены очень высокие, но надо же попробовать настоящую армянскую кухню.

oplus_0

После трапезы латаем первый прокол переднего колеса у Светы. Сколько их еще будет! Уже к вечеру подьезжаем к монастырю Хор Вирап, говорят, что на этом месте была первая столица Армении. Ставим палатки в зеленке рядом с открытым кафе.

Играет музыка мы готовим ужин на примусах. Вода рядом, с наступлением темноты красиво подсвечивается монастырь на горе.

Утром поднимаемся на гору. Перед нами открывается Арарат на территории Турции, от нас вершина в 30 км. В Турции Арарат называют «Айры даи», что переводится как «гора боли». Гора в дымке. Осматриваем храм и фотографируемся.

oplus_32

Выезжаем пока по той же дороге и чуть позже и уходим на Гарни и Гегард, обьекты Юнеско. Катится нормально, если не считать дневной жары и множества проколов. Латаемся, покупаем запасные камеры и латки с клеем. Вечером подьезжаем к Гарни и останавливаемся на окраине, предварительно устроив ужин в одном кафе. Пиво под шашлыки и салат несколько подняли наше настроение. Встаем недалеко у дороги. Утром несколько колес опять спущены, колючки в это время везде, где только сьезжаешь на грунты. Массовая починка и замена камер.

oplus_0

На дорогу выносим велосипеды на руках. Подьезжаем к храму Гарни и заказываем экскурсию (девочка молодая неопытный экскурсовод).

Решаем на такси сьездить в Гегард, он от нас в 12 км, и уже от Гарни продолжить маршрут. Мы не пожалели/ Монастырь Гегард это — место обязательное для посещения. Кругом горы с пышной растительностью и сам монастырь сразу западает в душу.

Достопримечательность №1 среди армянских храмов. Всем очень понравилось это место. Возвращаемся и почти сразу спускаемся в ущелье подивиться на природное чудо: Симфонию камней. Это очень редкое геологическое явление. Впечатляет!

oplus_32

Вход платный. Выходим на гравийную дорогу и едем вверх по руслу реки Азат. Подьем пока несложный.

На дороге нас останавливает машина, предупреждая что вскоре мы вьедем в Хосровский заповедник и проезд туда без разрешения запрещен. Нам с трудом удается уговорить сотрудника позвонить директору заповедника, который разрешает нам проехать, оплатив взнос за посещение заповедника около 900 руб с каждого. Это нас устраивает, иначе прошлось бы обьезжать территорию заповедника. Дорога по парку доставляет нам массу удовольствия: нет машин, красивые виды, купание в реке и пр.

oplus_0

Этот участок дороги один из наиболее сложных в нашем походе, это — 3 кт. После ухода от реки начинаются сложные подьемы идем пешком.

Особенно тяжело в эту жару Саше, он отстает. Встаем на ночевку уже в темноте на голой высоте без воды. Делаем только еду и ложимся спать. Очень дикое место. Утром опять меняем камеры и латаемся, потом продолжаем движение по сложным каменистым дорогам с перевалом 1804 м до Нарек, где мы и перекусываем, так как с утра не завтракали. Уходим опять на грунтовую дорогу и постепенно поднимаемся на перевал 2054 м в районе п. Ланджар.

Далее достаточно оживленная дорога приводит нас в с. Арени, известное своими винами. Здесь обедаем в придорожном кафе. Дорога идет по долине реки и вскоре мы уходим влево в направлении на Селлимский перевал.

oplus_32

Ищем место где можно было бы искупаться. Рядом протекает небольшая река. Подьезжаем к ней, перед нами организованная стоянка для проведения досуга с крытой верандой и бассейном. На вопрос, где здесь можно искупаться? хозяин разрешает использовать для купания бассейн, а сам куда то уезжает. Купаемся вчетвером, Саша Д. идет купаться к речке, но там мелко. В басейне — очень холодная вода, видимо, она подается из реки. Приятное ощущение! Продолжаем движение к перевалу и ищем место стоянки для ночевки. Недалеко от небольшого магазина получаем разрешение хозяев встать на благоустроенном месте со столиком и с водой. Готовим ужин, Настя с Сашей играют в волейбол. Следующий день поднимаемся на перевал, верхняя его часть идет серпантином,

oplus_1024

а последние 2 км с грунтово щебеночным покрытием. Как раз на месте смены покрытия стоит старинный Караван сарай 14-16 веков, где купцы останавливались на постой.

На подьеме мы сильно растянулись и нам пришлось достаточно долго ждать отставших ребят. Еще 3 км на спуске по грунтовой дороге и мы выходим на асфальт. Нам встречаются крестьянские жилища армян, живущих в основном за счет выпаса скота.

oplus_0

Спуск в конечном итоге приводит нас в Мартуни, где мы закупаемся в супермаркете и затем едем поесть в рекомендованный местными ресторанчик. Становится значительно прохладнее, у Севана совсем другой климат, он горный да и высота дает о себе знать (1930 м). Вкусно перекусив едем еще 5 км к обозначенному месту стоянки на берегу Севана. Накрапывает дождик, пасмурно. Место для стоянки оказалось очень приятным. Мы решили не вставать на берегу Севана, так как дул достаточно сильный холодный ветер. По этой же причине никто, кроме Тани не полез купаться в Севан. Встали в лесочке метрах в 200 от берега. Ставим лагерь, готовим чай на костре. Сегодня на ужин решили обойтись бутылочкой вина с закуской и чаем со сладостями.

Следующий день мы движемся по асфальтовой дороге вдоль берега Севана.

Из наиболее значимых событий хочется отметить покупку копченых сигов и форели. Рыба горячего копчения не так солена и более вкусна.

oplus_1024

Кроме того в районе обеда, проехав около 30 км решаем посетить хачкары в древнем селении Норатус. Норатус, по легенде основан в 20 веке до нашей эты внуком Айка Наапета. Хачкары — древние каменные надгробья некоторые из них появились в 5 веке. На этом кладбище промышляют местные жители, они за небольшую плату водят экскурсии и интересно рассказывают о хачкарах. Нам досталась 78 летняя женщина.

Обязательно стоит посмотреть этот обьект. Возвращаемся на основную дорогу и останавливаемся на обед у придорожного супермаркета. Располагаемся с разрешения за столиком, на обед у нас рыба с лепешками. По дороге осматриваем еще один храм. Сегодня решаем встать на берегу Севана недалеко от ст. Цовагюх, предварительно заехав в Супермаркет. У самого озера решили не вставать, нашли место в лесочке за пансионатом. Вечером готовим на костре и планируем завтращний день. У нас завтра дневка. Решили не балдеть у озера, а провезти время  с пользой, посмотреть легендарный Дилижан. Утром оставляем велосипеды под камерой у супермаркета и на такси налегке едем в Дилижан. Город интересен тем, что здесь родился артист Мкртчан известный по Мимино.

oplus_1056

В честь него здесь даже выпускают вино Frunzik. Осматриваем памятник героям Мимино

oplus_1024

и идем в старый город. Это — несколько сохранившихся построек прошлого и позапрошлого века.

oplus_0

А так город сильно запущен и более смотреть не чего. Едем на такси в горы к монастырю Агарцин основанным в 11-13 веках

oplus_1024

и осматриваем водопад, пройдя пару км до него по тропе.

oplus_1056

Народа много красивые виды. Обедаем в столовой в Дилижане и возвращаемся к велосипедам и далее в лагерь на том же месте. Красивые виды на Севан и горы покрытые облаками.

Так прошла наша дневка. Утром выезжаем в сторону Еревана,

впереди нас ждет трудный грунтовый перевал. По дороге посещаем монастырь Севанаванк.

Здесь красивые виды на озеро Севан и достаточно многолюдно. Рядом Севанская духовная семинария. Долго не задерживаемся, сегодня большая дорога. После уходим с основной дороги на второстепенную. Движение слабое. Из интересного хочется отметить памятник погибшим воинам в Отечественную войну, возведенный еще в советское время и к сегодняшнему дню мягко говоря потерявшему свой блеск.

oplus_1024

Вдали на вершине виден древний храм. Обедаем в Раздане в небольшом кафе. На рынке закупаем дыню. Километров через 15 делаем остановку у речки, где и сьедаем дыню. Впереди полуспущенное водохранилище на реке Мармарик. Проезжаем красивые горные склоны поросшие растительностью. Конечная точка сегодняшнего дня заранее запланирована. Это — горячие источники. Посещение платное около 700 руб с чел за час. Мы бронируем посещение на 19-00 и ставим лагерь на пригорке в леске с видом на источники. Нам предоставлен номер с бассейном температура воды около 38 гр С. Здесь мы все приятно расслабляемся, вспоминая прошедшие дни на маршруте.

Пиво для некоторых идет хорошим дополнением к релаксу. После моциона возвращаемся в лагерь и без ужина заваливаемся в палатки.

Какое же блаженство… Но назавтра нас ждет жесткий подьем с дождем на перевал 2677 м. Об этом сейчас не хочется думать.  Утром немного проехав по асфальту, уходим на каменистую дорожку, ведущую на перевал.

oplus_0

В основном идем пешком, а когда к 10-30 начинается дождик о езде вообще забываем. Перед перевалом нас облаивают собаки, стерегущие отару овец. Вскоре дождь заканчивается, но под перевалом холодно, да и мы все мокрые.

На спуске проезжаем действующий карьер и от него уходим вниз в долину на небольшой городок Апаран, где начинается асфальтовая дорога и, где мы останавливаемся на обед в большом Food центре с огромным выбором различных блюд. Тут уж мы отрываемся, заслужили. Едем останавливаемся лишь у супермаркета чтобы закупиться на ужин и взять бутылочку вина. Встаем на ночлег около сквера Камень Буква (Алфавит).

oplus_1024

Готовим ужин. Сегодня у нас последняя полевая ночевка на маршруте. Утром выезжаем на второстепенную дорогу, идущую параллельно трассе. Сначала едем по плохому асфальту, потом по грунтам. Проезжаем красивый каньон реки Касах. Фотографируемся. Далее по дороге встречаемся с Хачиком, прекрасным человеком, который долго не отпускает нас своими разговорами о продажных политиках Армении

и угощает нас сливами со своего сада, он просит передать привет Путину. )) Впереди монастырь Ованаванк, его стоит посетить и хотя его архитектура стандартная армянская, внутри как и в Гегарде чувствуется какое то притяжение. Храм 12 века охраняется ЮНЕСКО,

oplus_0

Не найдя второстепенных дорог на Ереван, нам приходится выезжать на основную дорогу и двигаться в потоке машин. Удовольствие не из приятных. Вскоре вьезжаем в Ереван и направляемся в центр, где мы заранее забронировали аппартаменты из расчета 900 руб с чел за сутки. Да, хочется сказать что мы опять окунулись в жару +35гр С. Размещаемся и идем ужинать в рекомендованное Саше кафе Art Lunch, достойное место в основном для молодежи. Всем понравился и ассортимент и атмосфера. Далее решаем без великов погулять по Еревану. Чего то особого мы не увидели за исключением цвето — музыкальных фонтанов на площади Республики. Начало работы 21 час.

oplus_16

Да еще успели побывать у коньячного завода Арарат и предварительно записаться на экскурсию на завтра.

oplus_1024

Вечером у нас арбуз под рюмочку коньяка Ной и в койку.  Завтракаем в том же кафе Art Lunch, потом едем на экскурсию. Цены зависят от того, что намереваетесь дегустировать.

oplus_0

Мы обошлись без дегустации и  билет стоил 3000 драм с чел. Нам рассказали о возникновении завода, его владельцах, в том числе Шустове и разделении на армянскую и французскую части в 1998 году. Ной – армянский, Арарат — французский. На французском Арарате, я был удивлен написано бренди. Нам показали погреба с бочками крепленого вина и коньяка.

oplus_1056

Довольные увиденным о легендарном напитке, идем осматривать Каскад (не достроенный до конца) и Вернисаж с всевозможными армянскими поделками.

oplus_0

Мне запомнились ножи из вулканического стекла (цена 6-25 тыс.драм). К 18 часам собираемся и выезжаем в аэропорт Звартноц.  Наш вылет в Москву в 01-35. Разбираем велы и ждем регистрации. И в этот раз велосипеды нам удается провезти бесплатно. Utair рулит! В 05-30 мы в Москве. Поход закончился, а впечатления от Армении остались. Мы прошли интересный и достаточно сложный поход, который, я уверен, мы долго не забудем. С полной уверенностью можно сказать, что это был именно спортивный поход, а не прогулка на велосипеде.

Запись опубликована в рубрике Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.