Опять Индия, что мы увидели в этот раз.

Январь в Индии — лучшее время, что бы испытать наибольшие впечатления от велосипедной поездки стоит прекрасная солнечная погода с температурой 30 градусов. В это раз собралось нас в поход 5 человек, все проверенные походами,  но ни один из участников, кроме меня, не бывал в этой стране. Летим в аэропорт Тривандрум на самом юге Индии. Это — самый южный аэропорт в стране. Сюда из Москвы летает авиакомпания Air Arabia с ценами билетов 49.000 рублей в оба конца. Перелет прошел с очень короткой пересадкой в Шардже. Проблем с перевозом велосипедов не возникло,  а вот кормежка не входит в стоимость билета.

День первый, 14.01.2023

Тривандрум встретил нас жарой и нам сразу пришлось адаптироваться. После достаточно долгой сборки велосипедов выезжаем и первым делом едем к океану, увидеть море и искупаться. Вода очень чистая, хотя берега достаточно сильно замусорены.

После купания начинаем движение по намеченному маршруту на север. Сегодня у нас небольшой километраж в 42 км с ночевкой в известном туристам городке Варкала. Выбираем второстепенные дорожки вдоль моря с асфальтовым покрытием. По дороге достаточно часто встречаем католические церкви, это — миссионерское влияние англичан еще прошлого века.

Им удалось, в этой части Индии, наряду с индуистским вероисповеданием внести в жизнь индусов и католицизм. Иногда мы встречали какие то процессии в таких храмах. К обеду температура поднялась до максимума и, хотя больших проблем от этого мы не испытывали, все же пару раз останавливались у воды и купались. Большая волна была только у берега и, отплыв метров на 100, мы наслаждались спокойным и чистым океаном.

Далее перекусываем экзотическими фруктами, в основном мандарины и бананы. В одном из магазинов, по пути, распробовали местный курд в баночках. Всем очень понравился этот кисломолочный продукт и мы при всякой возможность перекусывали им на всем пути, где он встречался. Подьезжаем к Варкале. Это — известный пляжный курорт Южной Индии. Время уже около 15 часов . В наших планах: заселиться в заранее забронированный отель, купить местную сим карту Arctel посмотреть самый старинный индуистский храм в этой части Индии, искупаться в чистых водах Варкалы, поменять доллары на рупии и поужинать в хорошем ресторанчике. Даже перечисление сегодняшних наших планов заняло достаточно времени. В реальности получилось не так, как планировал. Наш отель, похоже, был забит под завязку компанией байкеров и хозяин отвел нас другой отель Mashmula. Заселяемся,  платим 3.400 инд рупии за 2 комнаты на 5 человек. Выезжаем на легких велосипедах в сторону моря . Здесь много отдыхающих, в том числе слышится русская речь. Разговорился с одним из парней, он посоветовал, где можно купить сим карту и показал свой отель, где хозяин выгодно меняет валюту на рупии,  при этом чуть не потерял свою группу, т.к. пришлось идти с ним в этот отел, при этом хозяина на месте не оказалось. Решили пока ехать за симкой. Небольшой магазин у дороги, хозяин попутно занимается продажей и активацией сим карт. Взяли Airtel (в горах за Муннаром она не брала). Очень много времени занимает оформление и активация карты, а мы взяли их две, на меня и Белозерцева. Оформлял он их друг за другом, а не вместе. В общем, потеряли еще 1,5 часа, время уже около 18 час, потемнело. Решаем не ехать на осмотр храма, а двинуть сразу к морю и наконец поужинать. Ресторан оказался классным, есть мясо, рыба, рис, картофель, салаты и все не переперченое. Устраиваем праздник, заказываем много явств.

На каждого вышло 500-600 рублей. Проблема только в том, что готовили нам все это долго, нам бы сразу после заказа идти к морю или поменять деньги, но мы ждали.  Когда принесли и мы наконец поели, время было уже около 20 час. Сильно темно, купание отпало. Меняем деньги, ведь без этого мы не можем продолжать завтра движение. Курс оказался самый выгодный за весь поход. При этом минут на 40 хозяин пропадает с нашими 700 долларами.  Да, скажу, что некоторые из нас еще в Москве на Дзержинке поменяли рубли на рупии.[i] Едем в свой в отель, хочется отдохнуть посла бессонной ночи в самолете и первого дня в движении на жаре. За день проехали 50 км.

День второй, 15.01.2023

Утром решаем не терять время и позавтракать позже, уже на маршруте. Едем разными дорогами,  но в основном, по оживленному шоссе Тривандрум – Кочин. Дорога не подарок, я не ожидал при планировании такого трафика. В этот день мало положительных впечатлений, только купание в море и сочные фрукты.

Особенно нам понравились местные мандарины, мякоть при чистке оказывается отдельно от кожуры и сочная мякоть просто выпадает. Обедаем в индийском ресторанчике. Из блюд в основном рис и курица перченая,  чай.

Начинаем осознавать куда попали, внутри приэтом все горит, но есть то надо, другой пищи здесь не найти. На нашем пути первый индуистский храм посвященный богине Кале.

По дороге иногда встречаются печи для обжига кирпича. Подсушенный на солнце кирпич складывается в виде большой печи и внутри разводится огонь.После обжига печь разбирается и кирпич сортируется по качеству. 

                                                                                                              Защитник

В 16 час закупаем продукты в магазине: рис, макароны, масло, хлеб. Тушенка у нас всегда с собой. Перекусываем опять курдом, он нас пока спасает, Как и разнообразные фрукты. Здесь мы закупились ананасами. 

Продолжаем движение по забитому шоссе и уже в темноте встаем в шикарном отеле Royal International.  Нам предлагают 2 номера за 5.000 инд рупии, велосипеды на улице, на стоянке. Перекусываем купленными продуктами: бутерброды с маслом сыр и чай московский. Постирались, одежда здесь быстро грязнится. За день проехали 70 км.

День третий, 16.01.2023

С утра легкий завтрак с чаем ( выручает небольшой кипятильник,  очень нужная вещь в походе). Убыстряемся, останавльваясь лишь чтобы поесть и искупаться.

 По плану третью ночевку планировал провести у моря рядом с Алапужей,  но решил уехать дальше и получить некоторый задел. Сейчас наша цель — хаусбот, нам надо на нем проплыть по системе озер и каналов. Озера — природные, каналы прорыты для орошения рисовых полей и для передвижения между озерами по воде. Путешествие может быть на любой бюджет: подороже — на хаусботе, подешевле — на мотор-боте. Самый доступный речной трамвайчик. Быстро грузимся в местный речной трамвай и располагаемся на корме, при 100% заполненности мест. Время в пути около 2,5 часов. Виды открываются красивые, мы отдыхаем и фотографируем экзотику с воды.

Минут через 40 много мест освобождается и мы уже сидим как люди.


Хочу сказать, что можно заказать индивидуальный хаусбот, но стоить это будет других денег (порядка 100 долларов за час) да и времени у нас нет. Потом здесь мы ближе к местному народу, как говорится,  смотрим изнутри. Навстречу проплывают подобные кораблики и открываются просторы озера и каналов. Пристань в Коттаяме.

Выгружаемся,  Денис здесь теряет свою гоупрошку с частью отснятого материала. Печально, теперь мы без видео (смартфоны не в счет, Квадрик то же подвел нас,  но об этом позже. Закупаемся в супермаркете и решаем надо вставать на ночевку.

Не с первого раза находим подходящий отель.  Сегодня проехали 56 км и около 20 км проплыли на речном трамвайчике по каналам. Появились хорошие впечатления.

День четвертый, 17.01.2023

Утром выезжаем по оживленной дороге из Коттаяма. За городом почти сразу начинаются подьемы. Сегодня — промежуточный день между равниной и горами. Встречаем рощу каучуковых деревьев. Каучук ценное сырье, идущее на экспорт, поэтому отношение к деревьям особое.

Экскурс.  Латекс каучукового дерева течет по сосудам под корой. Чтобы добраться до латекса, утром кору надрезают. Надрезы вскрывают млечные сосуды, и латекс может стекать наружу в течение дня. Его собирают в привязанную к дереву чашку или скорлупу кокоса, прикрепленную к стволу ниже. Собранный латекс собирают и обрабатывают вечером. Этот метод сбора использовался сборщиками каучука на протяжении уже многих поколений.  Латекс каучукового дерева содержит полимер, называемый полиизопреном. Полимеры — это длинноцепочечные молекулы, в которых небольшие молекулы — в данном случае изопрен — соединены вместе тысячи раз. Многие полиизопреновые цепи в состоянии покоя слабо связаны друг с другом. Во время сбора урожая латекс состоит из 30% полиизопрена и 60% воды. Остальные 10% — это другие природные вещества, такие как белки, крахмалы и алкалоиды. При добавлении муравьиной или уксусной кислоты латекс коагулирует, образуя творожистую массу, которую можно высушить и спрессовать в блоки — это натуральный каучук. Каучук собирают с деревьев, которые достигли семилетнего возраста. На одном гектаре каучуковой плантации можно посадить от 800 до 900 деревьев. На 8-9 год жизни плантация входит в пик продуктивности — 2 тонны каучука в год с одного гектара. Такая продуктивность сохраняется до 30 лет. Потом падает до одной тонны. А еще через 10 лет плантация подлежит вырубке.  Потрогали, понюхали каучуковый сок,  стекающий с дерева. Немного проехав, останавливаемся у торговца кокосовыми орехами. Пьем сок и едим струшку. Дорога холмистая, кругом лес с постройками и магазинами вдоль дороги. 

  Ночевка в цветочном саду. Первая наша полевая ночевка в палатках.

Воду покупали в магазинчике в 1 км от стоянки, c ней здесь проблем нет.   Проехали 64 км

День пятый, 18.01.2023

С утра, как и ранее, хорошая солнечная погода,  постепенно втягиваемся в горы Западные Гаты. Дорога — хорошая.

На одном из участков решаем остановиться и перекусить фруктами. Обнаруживаем,  что потеряли Сергея Б. Ждем, пытаемся дозвониться до него (недоступен). Саша едет назад, вскоре отзванивается сам Сергей. Оказывается он впереди и ждет нас в 2-х км. Наша остановка была напротив очень своеобразной многоярусной церкви.

Встречаемся, едем дальше. Местность по долине реки лесистая, катится хорошо. Иногда встречаются небольшие водопады. Иногда, вот такие коврики … резиновые.

Это — натуральный каучук сушится для дальнейшей реализации. Экскурс. На сегодняшний день Индия является одним из самых крупных производителей натурального каучука в мире. Самому факту существования каучуковой промышленности  индийцы обязаны уроженцу Ирландии Джей-Джей Мерфи (J. J. Murphy),  положившему  начало  коммерческого выращивания каучука в Индии. Сегодня в штате Керала производится до 90% от всех объемов натурального каучука в Индии. Более 70% натурального каучука идет на производство автомобильных шин.  Индийские производители шин не только полностью удовлетворяют внутренний спрос на свою продукцию, но и экспортируют шины в другие страны мира.  Переезжаем водохранилище и продолжаем движение вверх по реке Амбазхачал.

К 17-30 начинаем поиск места ночевки с этим делом в горах, как мы знаем, проблема. В каком то селении взбираемся по второстепенной дороге круто вверх и встаем на территории местной школы. Стояка у футбольной площадки, рядом со школой. Дети допоздна гоняют мяч. Мы же пока готовим ужин и начинаем ставить палатки.  За день проехали 63 км

День шестой, 19.01.2023

С утра пока возимся с примусами, Денис собирает свою «птичку» и пробует поднять коптер, предчувствуя великолепные виды. Но не тут то было. Коптер поднимается на высоту 50 м и на экране появляется информация «для данной модели высота подьема ограничена 50 метрами». Прилетели называется.  С примусами у нас то же не все в порядке, здешний бензин оказался мало похожим на настоящее топливо и примуса никак не хотели на нем работать . Как позже мы разобрались прокладочные кольца в насосе разбухали от него и не пропускали эту «мочу» в форсунку. Выезжаем, утром прохладно в горах. Дороги иногда достаточно круты. Вьезжаем в полосу чайных плантаций она начинается с высоты около 1200м.   Покупаем на автозаправке новый бензин, пытаемся починить примуса. Обедаем в ресторанчике недалеко. Виды красивые, машин не много. Подьезжаем к Муннару. Делаем остановку на перекус, курд, некоторые сладости и бананы с мандаринами.  Еще немного и мы в Муннаре, это — небольшой городок. Решаем встать здесь на ночевку. Находим неплохой отель с прекрасным видом на горы.

Размещаемся и идем посмотреть город, а заодно хотим поужинать. По пути закупаемся чаем, но не все (потом остальные жалели, что не купили). Находим прекрасный ресторанчик Rapsy и располагаемся в нем. Хороший ужин на 5 человек обошелся нам в 1700 инд рупий.

Недалеко от отеля находим алкомагазинчик в индийском стиле, берем пива на вечер.

 Вечером хололдно — около 15 гр С.  Уже в отеле моемся и стираемся.  Проехали всего 22 км, ехали сегодня очень лениво.

День седьмой, 20.01.2023

Утром холодно. Завтракаем опять в ресторанчике Rapsy, нам здесь все понравилось. Серега даже оставляет им рисунок на память о нашем посещении. От центра сразу начинается подьем, постепенно количество машин уменьшается. Проезжаем Элефант центр. Здесь в прошлый поход мы катались на слонах, а в этот раз обошлись без катания. Далее на нашем пути ботанический сад, опять – мимо. Останавливаемся лишь у чайной фабрики Ripple. Я закупаюсь этим сортом чая в Москву, остальные игнорируют этот процесс. 

Едем сквозь красивые чайные плантации на фоне гор и голубого неба.

По дороге на подьем нас частенько обгоняют экскурсионные автобусы, нам пока неясно куда они направляются. Я надеялся, что впереди слабо оживленная дорога, а тут такие гиганты. Скоро становится понятно их место назначения. Это – огромное, по местным меркам, водохранилище, подпруженное плотиной. Здесь просто масса индусов.

Пробираемся сквозь толпу, при этом я и Денис теряем группу и поджидаем ребят на дороге. Оказывается  они встретили полудиких слонов и фотографировали их. Опять теряем время. Вдоль водохранилища дорога — пологая, но потом начинается опять подьем. На 35 км сегодняшнего пути встаем перед шлагбаумом (вьезд в парк). Нам говорят, что проезд по этой дороге закрыт можно проехать только несколько км, но на велосипеде запрещено.

Оказывается,  потом вычитал в Википедии, что эта дорога на Кодаиканал была построена еще англичанами где-то в 1895 году и полностью закрыта через 100 лет то есть около 30 лет назад. Долго пытались убедить охранников, уговоры не подействовали. Спускаемся в ближайший населенный пункт и решаем встать здесь на ночлег в отеле, а утром на авто вернуться в Муннар. Другого пути у нас нет.  Проехали 37 км

День восьмой, 21.01.2023

Утром у отеля нас ждет джип Махиндра. Загружаем велы и рюкзаки. Удивительно, но все 5 комплектов помещаются, машинка именно для нас.

Садимся и начинаем обратный спуск в Муннар. Дорога занимает чуть менее часа. Решаем не тратить время на завтрак в понравившемся нам ресторане Rapsy, быстро садимся и катим из городка. Постепенно трафик машин резко уменьшается. Встречаемся с отголосками борьбы с короновирусом в вибе придорожного граффити. 

Дорога извивается вверх через чайные плантации.

Экскурс. Несмотря на тот факт, что сами индийцы предпочитают пить масалу с молоком и специями, покупая для нее недорогой порошковый (гранулированный) черный чай, Индия является крупнейшим мировым экспортером чая самого разного качества. Ежегодно страна поставляет на продажу свыше 900 миллионов килограмм чая: как черного, так и зеленого. Индийский чай высоко ценится в мире, особенно, такие лучшие сорта из Дарджилинга и Ассама. На сегодняшний день в этой отрасли занято более 1-го миллиона человек, большинство из которых – женщины. Наиболее проворные из сборщиков умудряют за световой день собрать и утрамбовать в мешки порядка 37 килограммов свежего листа чайного дерева. В Индии функционирует не менее 25 тысяч чайных плантаций разной площади. Зачастую они представляют собой результат работы британцев, запустивших массовое производство этого продукта в середине XIX века.  От Муннара около 12 км до перевала, высота 1880м.

Собираемся вместе и катим вниз. Мы с Денисом впереди и нам приходится долго ждать остальных у небольшого магазинчика. Перекусываем все вместе массала чаем и бананами в тесте.

Прикольный фастфуд. Следующая точка сбора – на вьезде в национальный парк. Пока ожидаем отставших, рядом с нами прыгают обезьяны. При приближении самец вожак показывает свой оскал.

На КПП нас предупреждают, что следующие 12 км дороги опасны из за присутствия в этих местах тигов, которые иногда выходят на дорогу.

А мы как раз хотели искать место стоянки. Решаем выехать из опасной зоны и там остановиться.  Закупаемся бутилированной водой и встаем справа от дороги в небольших зарослях.

С трудом разводим примуса.  За день проехали 70 км.

День девятый,  22.01.2023

С утра дорога выводит нас из гор и сворачивая вправо мы едем в сторону города Палани. По сторонам дороги обычный сельский пейзаж. Встречаем прямо Гарвардское учебное заведение с портретами выпускников,  

а также огромную дамбу на реке. К обеду патаемся найти какое то кафе, где можно перекусить но безрезультатно. Недалеко от вьезда в город нас единственный раз остановили и проверили паспорта и визы и это были не полицейские. Как раз напротив этого места.

Единственно, перед городом встретили вегетарианский ресторан, но когда узнали что никакого мяса нет, решили ехать в Палани и там перекусить. В городе тоже ничего хорошего не нашли. Пришлось есть рис с подливой супер острой. Пиво не дали попить, оставляем на вечер, жаль только, что вечеру оно будет теплым. На окраине находим супермаркет. Он всегда нас выручал в трудную минуту, вот и сегодня мы закупаемся продуктами. В качестве перекуса берем курд. Выезжаем из города,

проезжая очень почитаемый в Тамилнаду храм.  Здесь расположен крупнейший в мире храм бога Муругана — Дандаюдапани (Dandayaudhapani).  Муруган — бог охоты и войны у дравидского народа тамилов, культ которого возник в древности среди горных племен охотников в результате обожествления сил природы. Индуисты верят, что бог Муруган пришел и поселился в этом священном месте, поэтому Палани является известным центром паломничества у индуистов. В религии Индии образ Муругана сливается с сыном Шивы – Скандой.  Проезжаем вдоль его стен и в какой то момент перед нами паломники, исполняющие свои ритуальные танцы.

В сам храм, расположенный на вершине холма, решаем не ехать. Продолжаем движение в сторону начала нашей горной дороги. Перед  подьемом в горы, за 5 км, находим хорошее место для ночевки в каком то саду.  Размещаемся, готовим ужин, наслаждаемся хорошим пивом. 

Проехали 53 км

День десятый, 23.01.2023

Выезжаем. Еще на протяжении нескольких км встречается вода, потом начинаются горные серпантины. Дорога слабо оживленная, машин мало. Останавливаемся у смотровой площадки с красивым видом в долину.

На середине подьема, примерно 22 км, слева от дороги, стоит одинокая кафешка с чисто индийской кухней ( рис на банановых листах, даже чая нет),

зато здесь останавливаются все проходящие автобусы покормить туристов. После кафешки начинается серпантин на несколько км,

который заканчивается фруктовыми лавками всяких экзотических фруктов: драгонфрут, личи, старфрут, першингфрут и пр. Останавливаемся,  нам же надо все попробовать.

Уже некоторое время едем в низких облаках, из которых моросит дождик. Еще немного и наша дорога выходит на дорогу Мадурай — Кодаиканал. Дождик не прекращается  Ждем отставших Сергея с Николаем. Заказываем горячий чай с имбирем и решаем искать отель здесь. После недолгих поисков заселяемся в 2-х комнатах с прекрасным видом на горы. Высота — около 1600м. Все затянуто облачностью. Переодеваемся и ужинаем тут же в ресторанчике за 1500 рупий на всех.  За день, на подьем, проехали 45 км,  ходовое время 5-15.

 

День одиннадцатый, 24.01.2023

Утром облачность не ушла, дорога мокрая, гидрометцентр говорит: швах, особенно на горном участке. Опасаясь, что на серпантинах, на спуске будет скользко я предлагаю добраться до Мадурая (106 км) на авто. Договариваемся c водителем  Махиндры на 5.000 рупий, грузимся

и около 11-30 мы уже в Мадурае. В следствии этого подброса у нас появилось дополнительное время на осмотр некоторых интересностей. Заселяемся в отель Supreme (на всех 5.000 рупий) и идем обедать в ресторан Lotus. Обед оказался недешев, но зато очень вкусен. Мы взыли: суп, курицу с рисом, сок, салат. Наевшись, идем смотреть храм Минакши. 

Экскурс. Считается, что храм на этом месте существует более 2 тысяч лет. Этот факт подтверждают старинные литературные источники 5-6 века н.э. Нынешняя постройка датируется концом 14 века, когда правители города отстроили здания храма после их разрушения мусульманскими завоевателями. С храмом связана легенда о том, что у одного царя, который не мог зачать ребенка, однажды родилась дочь (благодаря жару священного костра). Она была немного странная — с выпуклыми рыбьими глазами и с тремя грудьми. Брамины сказали отцу не переживать из-за вида девочки, поскольку в тот миг, когда она встретит своего суженого, уродливая третья грудь исчезнет. Так и случилось, когда Минакши узрела Шиву. Пара поженилась и в честь этого знаменательного события был возведен храм. Комплекс занимает огромную площадь – 5,7 гектаров. Ширина храма 258 метров, длина – 223 метра. Максимальная высота – 51,9 м. По периметру объекта находится 14 гопурам — надвратных башен, пять из которых расположены на территории комплекса. Гопурамы служат ориентиром для паломников. Их видно издалека. Самый старый гопурам – восточный, самый высокий – южный. На южном изображено 1500 персонажей, преимущественно – из Пуран. Всего на 4 основных гопурамах числится порядка 4000 скульптур.  Мы все обошли храм вокруг, а Сергей Е, Сергей Б и Николай посмотрели его и изнутри. Они даже встали в очередь на посещение всея святых храма светилища Минакши и Шивы, но нас вскоре развернули, рожей ен вышли — посещение только для индусов. По дороге ребята закупают пиво и мы идем ужинать в отель. Сегодня у нас — дневка. На велосипеде проехали  0 км.

День двенадцатый, 25.01.2023

Из города выезжаем по очень оживленной дороге. Жарко. Едем прямо вдоль реки дорога разбитая. На выезде из города трафик стихает, вскоре начинается платная дорога, с нас денег не берут.  Тут же за КПП перекусываем вкусными грибными пирожками и чаем с пирожными. Пока едем по платной дороге наслаждаемся тишиной и чистотой. Встречаем индуистский храм с божествами на конях.

Кому посвящено — не у кого спросить. Дорога хорошая, ехать приятно, иногда останавливаемся перекусить фруктами, в основном бананами и мандаринами. Зашли в один придорожный индуистский храм, Коля и Сергей долго не выходили, из него я их вытаскивал . Оказывается монах угостил ребят церковной едой: рис с медом.

Дорога уходит влево от платной и вскоре мы пересекаем по мосту реку, вдоль которой ехали с самого утра. Наблюдаем немного больше населенки и появился мусор на обочине. Индия, есть Индия.

Начинает смеркаться, мы ищем место для ночлега,  при этом удаляемся от асфальтовой дороги по грунтам. Встаем около 18 час в хорошем месте рядом с зеленкой. Сразу обнаруживаем на земле колючки, а чуть позже и проколы камеры у меня и Сергея Б. В зеленку решаем не заглубляться. Начинаем готовить ужин  и ставить палатки. Вскоре к нам подходят несколько местных жителей, интересуются.  Мы рассказаваем, что остановились на одну ночь. Они предупреждают нас змеях.  Уходят. Сегодня проехало 86 км.

День тринадцатый, 26.01.2023

Ночью и утром от соседней деревни доносятся звуки песен и музыки: у индусов какой то праздник. Меняем камеры и выходим в 10-30. Где-то через полчаса встречаем группу красочно одетых индусов . Решаем просмотеть, оказывается это — свадьба у храма. Пофоткали процессию, запомнилась невеста с отбеленным лицом.

Нам предлагали остаться, по видимому в качестве почетных гостей. Нам надо вперед: это у мних тут — свадьба, а у нас — дорога.

Встаем на ночевку за 10 км до Раманатхапурама, на берегу моря.  Здесь место отдыха индусов,  поэтому достаточно замусорено. На огне жарят небольшую рыбу.

Мы не удержались и попробовали ее. Очень вкусная рыба и всего по 40 рублей шт.  Едем через лесопосадки искать чистое место для стоянки. Находим его примерно в километре. Недалеко море, но купаться что то никто не стал, решили поплавать завтра. Рыба и каша с тушенкой хорошо пошла под пиво. 

Проехали 68 км.

День четырнадцатый,  27.01.2023

С утра купаемся,

 латаем опять камеры проколотые вчера при подьезде к месту стоянки и выезжаем. Пройдя пешком, что бы не проколоться,  через 100 метров обнаруживаю у себя прокол задней камеры. Ремонт. Проезжая мимо рыбы, не можем себя сдержать и опять ей лакомимся. Супер рыбка. Вьезжаем в Раманатхапурам. Отсюда нам завтра на машине ехать в аэропорт. Пытаемся узнать на автовокзале возможность нашей транспортировки с велосипедами на рейсовых автобусах. Доехать можно, но велосипеды класть не куда.  Едем на Памбан, это — крайняя точка материка по косе, где раньше Индия соединялась со Шри Ланкой.  До этой точки 42 км. На выеде из города останавливаемся в пекарне Бейкери: чай с пироженым и мороженое. Дорога по косе — хорошая. Проезжаем Адамов мост на остров Памбан. По нему идут много людей.  

За 5 км докрайней точки, у вышки, встречаем сувенирные лавки с морскими ракушками. Едем по узкой косе, омываемой с обеих сторон морем. Подьезжаем к конечной точке о.Памбан, здесь наблюдается скопление машин и идущих к этому месту индусов. Натуральная пробка.

Машины с трудом выезжают обратно. Подьезжаем к стелле, фотографируемся и осматриваем местность.

Впереди только море, остров Цейлон отсюда не виден до него около 30 км. Людей вокруг очень много. Я с Николаем и Сергеем Б. иду купаться, разве можно здесь не поплавать в океане?

Собираемся и начинаем движение в обратный путь, это — около 24 км. Нам необходимо успеть к 19 часовому автобусу и попробовать все же уехать на нем. Едем по уже знакомому шоссе, машин мало, но дует встречно- боковой ветер, немного тормозя нас. В начале 19 час — мы на автостанции. Автобус не дает нам шансов уехать: свободных мест уже нет и велики, как и предполагалось, девать не куда. Решаем заночевать в отеле недалеко от автовокзала. 2 номера за 5.000 рупий, на рецепшене договариваемся, не без труда, о джипе на 5 человек с велосипедами.  Хозяин обещает, но полной уверенности у нас нет. Приводим себя в порядок, ужинаем.  За день проехали 86 км.

День пятнадцатый,  28.01.2023

Утро. Машину ждем к 8-00, а приезжает она в начале десятого. Это — опять джип Махиндра. Велосипеды размещаем на верхнем багажнике, рюкзаки — сзади в салон.

В наших планах на сегодня доехать до Нагеркойла и посмотреть в Сучиндраме очень известный храм Танумалаян (Thanumalayan). Путь предстоит неблизкий. Через 3 часа прибываем на железнодорожный вокзал Нагеркойла. Узнаем расписание электричек до Тривандрума. Наиболее удобная электричка отправляется в 18 час. От вокзала до храма дорога идет вдоль железной дороги, около 5 км и мы в Сучиндраме. Знаменит Сучиндрам построенным в 17-м веке храмом Танумалаян (Thanumalayan), где главный объект поклонения – Тримурти. Храм посвящен Шиве, Вишну и Брахме.


Говорят, что храм является единственной святыней в Индии, посвященной этой троице.  Главное божество храма — тримурти, то есть  Шива, Вишну и Брахма в одной форме, которая называется  Sthanumalyam. Отсюда и название храма.
Легенда гласит, что здесь выполнял покаяние царь богов Индра, который был проклят мудрецом Гаутама Муни за неподобающее поведение с его женой. Индра совершал очистительные ритуалы, за что место и получило свое название Сучиндрам — «Очищение Индры». Считается , что в полночь Индра приходит и остается до рассвета, чтобы поклониться Шиве, Вишну и Брахме. 
Говоря о возрасте храма встречаешь цифру 2000 лет. По другим источникам храму около 1300 лет. Строился он не менее шестисот лет, что-то было построено в конце 8 века, а что-то — в конце 15-го. Свой нынешний облик храм приобрел к 17 веку. 
Башни-гопуры представляют собой гигантское сооружение с изображением мифологических историй из индийских писаний — прекрасные белоснежные горельефы.
Внутри храма статуя Ханумана (Anjaneya) высотой 6,7 м, вырезанная из одного гранитного блока. Это одна из самых высоких статуй этого типа в Индии. В 1740 году, опасаясь нападения, статую «захоронили» в храме и забыли. Нашли только в 1930 году.
В храме есть знаменитые музыкальные колонны, выполненные из цельного камня (не полые!). При постукивании по ним каждая издает звук в своей тональности.Все это мы не спеша посмотрели, попили чай и купили экзотические фрукты на местном рынке. Храм очень впечатляет и рекомендуется к посещению. 

Возвращаемся на желдор вокзал, закупаем билеты на себя и на велы и пока ждем прибытия поезда, сьедаем джекфрут.  Мы едем в пассажирском вагоне, а велосипеды грузятся без нас в грузовой вагон. Дорога занимает менее часа. Выходим пытаемся найти свои велосипеды, но не тут то было. Нас отправляют  в место выдачи крупногабаритного груза.

Уже вечер, около 20 часов. Решаем покататься по городу и перекусить. Все крупные магазины в это время уже закрыты и мы остаемся без обещанных сувениров домой. Катаемся по опустевшему городу и к 24 часам приезжаем в аэропорт Тривандрум.  Проехали в этот день около 24 км.

День шестнадцатый,  29.01.2023

Разбираем велосипеды. Это дело занимает у некоторых очень много времени. Хорошо, что приехали за 5 часов до вылета. Паспортный контроль проходим без проблем, зато при проверке ручной клади нам пришлось расстаться с некоторыми дорогими  вещами. Главное, у Дениса обнаружили рацию (она у него для поиска потерявшегося коптера). Оказавается в Индии нельзя пользоваться радиостанциями. Долго разбирались, для чего она ему необходима. Так и не вернули. Еще у Сергея Б. забрали сигареты Бидди (зачем они им?). В общем потери, потери.  Из-за этого еле успели на посадку.  Перелет проблем не принес, все фрукты везли в ручной клади. 

Москва встретила нас морозцем и пасмурной погодой. А мы все еще жили Индией и ее солнечной +30 гр погодой. Как же здорово  мы провели время. Индия, это – целый мир впечатлений и воспоминаний.

Некоторое резюме.

Индия — это страна, которая, если цепляет, то уже на всю жизнь. Кажется, что в ней особенного? Если по отдельность, то это – люди, храмы, море, природа, экзотические фрукты. По отдельности ничего, вроде, особенного. А уезжаешь ты из нее совсем другим человеком  и Индия становится для тебя тем раем на земле куда почему то хочется возвращаться еще и еще. Проверено лично! И не только мной.

 Напоследок  приведу слова Саши Добровольского: «Чем больше дней проходит с момента возвращения, тем более классным видится поход.»

 

 

Запись опубликована в рубрике Новости, Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий