Предисловие составителей.
Ответственных за отчет в нашей группе двое: Александр Шевченко и Любовь Романова. Так как лень живет в каждом из этих двух людей, и никто не хотел перерабатывать, то они честно поделили повествование на две части. Первые 12 дней описываются от лица Саши, вторые двенадцать — от лица Любы.
— Tashi dele! Доброе утро!
Где, скажите, Брахмапутра?
— Да везде! Земля большая…
(Час стоим, соображая.)
Павел Митюшев
1 день. 21.09.2007 Подготовка. Отлет.
В подготовку к путешествию входили стандартные процедуры — визы, страховка и авиабилеты, а также особенная для Тибета — пермит. Авиабилеты были куплены в AirChina, за что уплачено 28000р. Это цена за 4 перелета: Москва-Пекин-Лхаса и обратно. Страховка — 1500р. Виза — 2000р., через турагентство. Наибольшее беспокойство вызывал пермит, доселе неизвестный нам документ. Пермитов существует минимум 4 разновидности. Необходимым является один, который позволяет въехать в Лхасу и находиться в ней. Минимальная цена за пакет включающий однодневное размещение, пермит и трансфер из аэропорта составила $118(JDL). Пермит разрешающий передвижение вне Лхасы стоил уже $240 на человека на 10 дней, в который входило все, кроме транспортных расходов гида. Естественно мы вопросили, сколько же могут стоить эти самые транспортные расходы. Оказалось, сущий пустяк, $150 в день. Наше путешествие, по словам JDL, небезопасно и, если что случится, то агентство будет оштрафовано и отстранено от турбизнеса. Присутствие постороннего человека на маршруте, да еще за такие деньги, нас не очень устраивало и было решено проникать на периферию нелегально. Но пермит в Лхасу точно необходим, без него не посадят в самолет.
Было уже хотели заказать через JDL, как на одном из импортных форумов наткнулись на некоего Jamin’а, который давал грамотные советы по пребыванию в Тибете и в подписи указывал рекламную информацию. У него пермит стоил в районе $60. Правда не без риска — деньги надо было отправлять через Western Union на Васю. Но все прошло успешно и через неделю получили сканы 2-х страниц пермита.
Немаловажной проблемой для путешественника по Тибету является горная болезнь, которая может доставить много неприятностей и даже завершиться летальным исходом. Поэтому нашим руководителем была составлена подробная инструкция по подготовке к нахождению на высоте. В инструкцию входил график приема таблеток и график выполнения физ.упражнений. Эти графики, естественно, никем не соблюдались, несмотря на еженедельный прессинг в виде спама, рассылаемого Серегой, с вопросами: Все ли выполняют упражнения, пьют таблеки и т.п. По крайней мере, 300 приседаний в день и др. физ. нагрузки делать всем было лень, а таблетки некоторые попивали, а некоторые, особо идейные, нет.Я и Серега ездили на велосипедах в респираторе для создания имитации кислородной недостаточности.
Еще одной бумагой в наш пакет документов легло письмо от какой-то там федерации какого-то там туризма. Написанное на английском и заверенное печатью, оно обращалось к властям Китая и Тибетского Автономного Региона (ТАР) с просьбой оказывать содействие группе велосипедистов едущей по такому-то маршруту в поддержку Олимпийских игр 2008 в Пекине и года Китая в России. Это письмо, добытое Серегой, вызвало у нас бурю восторга и насмешек. Тогда мы и предположить не могли, что, может быть, только благодаря этому документу, мы сможем пройти весь маршрут.
Так, в подготовке к походу, незаметно подошел день отлета. Ничего особого в этот день не произошло — взяли и улетели с опозданием на час. У Светы отобрали сыр и крем от загара. Хотя другие спокойно пронесли это в самолет.
В процессе ожидания самолета Андрей с Серегой разыгрывали в карты почетное звание кострового. Дело в том, что при распределении обязанностей наш руководитель назначил Андрея костровым, чем вызвал бурю внутреннего негодования у последнего и массу подколок со стороны остальных. По закону жанра Серега проиграл. Так мы остались без кострового, по мнению игроков, или с двумя костровыми, по ошибочному мнению остальных. В итоге ни тот, ни другой даже ни разу не дунули в сторону гаснущих угольков и сия почетная обязанность исполнялось в основном Крыловым и Ваней. Тем не менее, звания экс-кострового и файрмэна прочно закрепились за этими персонажами.
Слово «файрмэн» навеяла табличка в аэропорту Лхасы: Lift for firemen, которую мы перевели как «Лифт для костровых» и тотчас же подтвердили слова делом, запихнув туда обоих с багажом.
2 день. 22.09.2007 ПекинОпоздав с вылетом на час, мы опоздали с пересадкой на самолет в Лхасу. Пришлось искать офис AirChina, чтобы устроить свою судьбу на ближайшие сутки. Аэропорт в Пекине один на 20-милионник. Представьте все аэропорты Москвы, внутренние и международные, объединились в один. И в этом огромном сооружении, куда ни кинь взгляд — везде AirChina. В результате мы с Серегой получили опыт проникновения в зону офисов через заднее крыльцо, минуя паспортный контроль и таможню. После получаса блужданий по лабиринтам этого здания мы сумели найти нужную стойку. Она, конечно же, находилась рядом с местом начала поисков. Там нам переоформили билеты на следующий день, но не прямой рейс, а с пересадкой в Ченгду(Chengdu). После чего, за счет авиакомпании, разместили в близлежащем отеле, который по замыслу должен был быть скольки-нибудь звездочным, но происходящий там ремонт мешал дать ему хоть какую-нибудь завалящую звездочку. За счет авиакомпании нас кормили и возили до аэропорта и обратно. До Пекина расстояние 30км, которое преодолевается с помощью shuttle-bus’а за 16 юаней(55р.) Кстати, о деньгах. Их можно обменять прямо в аэропорту. Курс чуть ли не фиксированный во всех банках. За 1 доллар давали 7.5Y, что означало 1Y=3.33р. В некоторых банках берут комиссию, если меняешь меньше $500.
Телепортировавшись на шаттл-басе в столицу страны, мы оказались неподготовленными к ее осмотру, т.к. планировали в этот день осматривать Лхасу, а не Пекин. Как следствие оказались на площади Тяньаньмынь — вторая известная всем китайская достопримечательность. Первая — китайская стеночка — хоть и вызывала больший интерес, была отметена вследствие нехватки времени. На площадь ехали в метро. Билет стоит 2Y и на разных станциях может быть разных размеров и отличаться оформлением. Попался даже билет, на котором дата была частью рисунка. На входе станции стоит китаец(янка) и отрывает корешок.
Тяньаньмынь действительно здоровущая площадь. Повсюду видна подготовка к Олимпиаде-2008. Забодали продавцы всяких сувениров — их слишком много. Поход в Запретный Дворец решили отложить до следующего раза. Видели мавзолей Мао, но снаружи.
Вообще, Пекин в этот день оставил не слишком радостное впечатление. Напомнил Москву. Впрочем, во время второго пришествия мы изменили свое мнение.