Отчет о велопоходе по Тибету в 2007 году.

Страница 4 из 10

 3 день. 23.09.2007 Пекин — Ченгду — Лхаса

  Это был день перелетов. Летели на Боинге 737. Сначала в Ченгду, по пути в который Люба заплела Ване косички из того, что было под рукой — туалетной бумаги. Окружающие смотрели на этот процесс с подозрением, а Ваня привлекал весь последующий день недоуменные взгляды. Ченгду — пятимиллионный город. Считается воротами в Тибет. В современном аэропорту мы закупились экзотическими фруктами и полетели дальше, в Лхасу. Наш самолет был последний, и аэропорт Лхасы закрывался вскоре после его прибытия. По словам служащих, камера хранения уже не работала. Пошли к полиции за советом. После ломаных объяснений тибетский полицейский помог пристроить велосипеды и рюкзаки в одну из комнат. 10Y за место/день. Итого 420Y(1400р.) за 3 дня. Такси до Лхасы(65км) — 2 * 150Y = 300Y(1000р.)

По дороге до столицы Тибета смогли, наконец, расслабиться и получать удовольствие от открывавшихся горных пейзажей. Нам предстояло три дня акклиматизации на высоте 3600м и это были дни отдыха перед походом. Хотя, перед полным расслаблением, необходимо было еще найти отель. Это заняло неожиданно много времени. Около двух часов. Подвел путеводитель Lonely Planet, насквозь пропитанный негативом к китайцам, что подчас отражается на советах и оценках. До сих пор нам нравилось спать и есть там, где советуют авторы этой замечательной серии путеводителей. Так мы и думали: «Приедем в Лхасу, откроем LP и пойдем в авторский choice». Так и сделали, пошли в Pentoc. Неприветливый хозяин, обшарпанные номера, грязная сантехника на этаже. Стоит 60Y за номер на двоих. Сами тибетцы мытье не слишком жалуют и номер с душем в дешевых отелях это редкость. После двух часов поисков договорились в отеле «Gang-Giang». 150Y за 4-хместный номер с ванной, в который заселились все семеро.

Ели в Tanguelink Cafe. Одно блюдо 15-25Y(50-80р.). Наиболее популярно было momo — разновидность пельменей с большим выбором начинок и приготовленное по желанию вареными, полуподжаренными или поджаренными. Другими хитами ресторанной промышленности являлись: Чикен Сизлер(15Y), Як Сиззлер (25Y), томатный суп-крем(8Y), чесночный хлеб(7Y). Слово «sizzler» переводится, наверное, как «скворчун».

Приносится скворчащее на сковороде мясо яка с гарниром. Все очень вкусно. Это был самый посещаемый нами ресторан. Заправлял там тибетец, которого мы прозвали Янковским. Он очень мне всегда радовался и, здороваясь, приговаривал: «Alexander! Alexander The Great! Great fighter», имея в В Tanguelink Cafe с Янковским. виду Александра Македонского.

Спать укладывались долго и весело. Я, Ваня и Люба спали на одной большой кровати под двумя одеялами. Было поздно, была борьба, были перетягивание одеяла, драка, вовлекшая лежащего неподалеку Андрюху, были стоны, визги, крики. В общем, засыпали бодро. А что же высота, спросит заинтересованный читатель? Высота чувствуется. Задыхаться начинаешь после одного лестничного пролета. Спали все тяжело. Сон как во время болезни — прерывистый. Постоянно просыпаешься и чувствуешь, что воздуха не хватает. Приходится вдыхать глубоко несколько раз и опять пытаться заснуть.

4 день. 24.09.2007 Лхаса

Все проснулись с больной головой. Пошли покупать билеты в Поталу. Отстояли длинную очередь и купили только на 15.00 следующего дня. В этот знаменательный день мы начали улучшение своей кармы и продолжали сие достойное занятие на протяжении всего пути.

Улучшать карму можно по-разному. Мы начали с коры вокруг Поталы. Кора — это обход вокруг какой-нибудь святыни по часовой стрелке, если это стандартная буддистская святыня и против часовой, если это место почитается религией Bon — полушаманистическим ответвлением буддизма. Понять в какую сторону идти помогает свастика — как кресты загибаются, так и иди. В процессе обхода надо крутить барабаны, расположенные по периметру, а также бормотать мантры. Чаще всего произносят «Ом мани пэдми хум». Сильно верующие могут не просто идти, а делать «упал, отжался», как мы это называли, то есть делать пару шагов с воздетыми руками, далее бухаться на колени, а потом на живот. Главная кора Тибета это кора вокруг горы Кайлас(Kailash) длиной 53км. Чтобы нирваны достичь, надо сделать ее 108 раз с простиранием ниц. Chorten рядом с Поталой. В них сжигали тела умерших. На главной площади Лхасы под названием Бакхор находится не менее главный храм Джоканг, где отбирают кровные 70Y, а взамен дают прямоугольный CD в качестве билета. В Джоканге нам посчастливилось наблюдать молящихся монахов, читающих мантры по длинным прямоугольным листам плотной бумаги. Это очень затягивающее зрелище, я мог бы стоять и слушать их однообразное пение очень долго. Все часовни храмов и монастырей имеют одинаковую структуру. Это сидящие вдоль стен Будды вперемешку с ящиками, где хранятся переводы священной книги и комментарии к ней. К различным Буддам, а их в Тибете больше тысячи, кладут деньги или еду. Многие тибетцы ходят с термосом и подливают подсвечники Yak-butter(масло яка). Или могут ходить с миской застывшего як-баттера и накладывать его ложкой. Подсвечники могут являть собой чаны с этим маслом и кучей горящих в нем фитилей. Во всех монастырях стоит терпкий запах ячьего масла. Хотя то, что подносят в монастырях, маслом не является, это что-то среднее между маслом и жиром. Деньги либо наваливают в кучу перед Буддой, либо засовывают во всевозможные щели, в руки, в полы одежды. Например, из ноздрей Будды могут торчать свернутые в трубочку купюры.

Украшением таких комнат служат подвешенные к потолку и сшитые в большой цилиндр «галстуки», а также росписи на стенах и столбах. Монахи сидят на низких (до 30см), выстроенных длинными рядами тахтах, покрытых красными подушками. Если зал какой-то специализированный, там может находиться трон, на котором когда-то сидел или сейчас сидит, какой-нибудь лама. С верхних этажей и крыш храмов и монастырей можно увидеть много интересного. Во-первых, это виды окружающих гор или, наоборот, вид с горы. Монастыри любят располагаться где-нибудь повыше. Во-вторых, это житие-бытие монахов. Их кельи, дворы, самих монахов, наконец. С крыш Джоканга открываются хорошие виды на площадь Бакхор и окружающие Лхасу горы.

После посещения святого места, конечно же, совершаем кору вокруг него вместе с толпой пилигримов. Кора вокруг Джоканга это еще и сувенирный шоппинг. Совершая обход, постоянно ответвляемся в узкие, кривые улочки, где можно найти небольшие интересные часовни. Одну из них полностью занимало здоровенное колесо, которое, бегая трусцой мелкими шажками, крутило много улыбающихся тибетских тетечек напевая при этом мантры. Знаками и улыбками нас пригласили присоединиться, на что мы с удовольствием согласились. Занятие это, скажу я вам, затягивающее. И именно в компании бубнящих мантры тетечек. Жаль не было времени пройти 108 раз. В другой часовне монах спел нам что-то, постучал в барабан загнутой палкой и побил в литавры.

Выпить чаю зашли в ресторан на туристов не рассчитанный. Естественно в качестве чая нам был принесен як-батер чай в термосе. В первый раз одни попробовали его с явным отвращением, другие мужественно убеждали себя и других, что не такой уж он противный. Остаток дня — шоппинг.

Кроме сувенирных магазинов существуют еще и туристические, в которых за очень небольшие деньги предлагается продукция ведущих производителей. Попадается откровенный левак, но много вещей сшито качественно. Но мы все равно не верили в подлинность происхождения, хотя активно покупали в этих лавках. Люба купила во время коры вокруг Джоканга расческу из рога яка, которой на радостях все причесались.

Только позднее на базаре, мы обратили внимание на романтический обычай выбирать вшей на свежем воздухе из волос пострадавшей подруги.


Запись опубликована в рубрике Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий