17 день. 07.10.2007 Basong — Draksum tso 46,7 км
Утром к нам в гости зашла пара яков, больших, скромных и пугливых — на все наши попытки накормить их яблоком и печеньем они отвечали спешным удиранием в ближайшие кусты. Тем не менее, я застукала одного из этих скромных созданий за безнравственной попыткой стянуть остатки завтрака с клеенки, пока никто не видит.
Поехали на горное озеро Basom-tso (Draksum-tso) с островом, на котором расположился Tsodsong Monastery; дорога к озеру оказалась перекрыта по поводу строительства плотины, и туристы, прогуливавшиеся рядом со своими автобусами явно уже не первый час, с тоской глядели на нас, объезжавших по обочине строительные работы. Эти автобусы, однако, нагнали нас при подъезде к озеру, так что монастырь мы посещали вместе с толпой туристов, достигших наконец-то долгожданной цели. Может быть, поэтому впечатление от этого очень живописно расположенного монастыря осталось весьма посредственное — как от типично туристического места, с толпами фотографирующихся и без всякого ощущения таинственности и религиозности.
Bosom-tso — восхитительно красивое горное озеро и очень популярное у туристов место, проезд к нему отгорожен шлагбаумом и данью в размере 100Y. Мы не сомневались, что у шлагбаума нас попросят предъявить пермит, и были полностью поражены и чуть-чуть растеряны, когда охрана выдала билеты, даже не заикнувшись о пермите. Более того, продавец билетов, который был немного навеселе, просто сразил нас наповал, взяв 500Y вместо семиста. Basomtso было конечной точкой велопутешествия, откуда нужно было возвращаться в Лхасу, и мы весьма рассчитывали на PSBшников, которые после поимки должны были бы обеспечить нашу транспортировку обратно. Теперь же забота о возвращении легла на наши плечи; с отчаяния покричав по-русски «Свобода Тибету!» и высказав предложение поджечь китайский флаг для привлечения внимания PSB к незаконно находившимся в Тибете велосипедистам, решили возвращаться в Намсе на следующий день для поиска транспорта до Лхасы.
Ночь провели на озере в единственном отеле с характерными для такой локальной монополии ценами: после торгов договорились до 60 юаней за человека в четырехместном номере. Культурная программа вечера состояла из принятия настоящего душа (!) — вода сначала горячая, потом холодная, но если подождать, потом опять горячая — и похода в опять же единственный местный ресторан. Меню без картинок на китайском вместе с не говорящим по-английски персоналом поначалу поставили нас в затруднение; на помощь пришел Путц — экскурсовод из Лхасы, певший с друзьями за соседним столиком. Парень он был веселый, а имя его еще веселее, мы подружились и взяли его координаты в Лхасе, а на следующий день Путц даже помогал нам паковать велорюкзаки. Точность его перевода можно оценить в 50% — свинину он перевел поварам правильно, а вот с рыбой возникли затруднения — после минут 40-ка ожидания выяснилось, что ее, оказывается, нет. Поглядев с помощью Путца меню еще разок, Андрюха заказал курятину. Примерно минут через 30 выяснилось, что про его заказ забыли. После подробного разбора меню в третий раз повара сообщили с помощью Путца, что ни рыбы, ни курицы нет, зато есть говядина, которую принципиальный Андрюха и заказал; в результате через полчаса ему принесли курицу. Радость от победы над поварами немного омрачилась тем, что весь следующий день победитель страдал от отравления.
18 день. 08.10.2007 Draksum tso — Basong 43 км
Завтракать все решили роллтоном — в номере имелись термосы с горячей водой. После завтрака я и ребята, кроме пострадавшего от поваров Андрюхи, захотели искупаться в Basomtso — такое озеро красивое, как же в него не окунуться! Нас не смутили ни пасмурная погода, ни настойчивые заверения Путца о том, что делать этого не стоит, ни даже тот факт, что купающихся за второй день пребывания на озере мы не видели — гордо перекинув через плечо одинаковые оранжевые гостиничные полотенца, мы направились к воде под подозрительными взглядами прохожих. Да, купались мы конечно же в неглиже — большой камень у воды отделял женскую и мужскую половины. В самом разгаре купания прибежала монахиня и стала истошно что-то кричать по-тибетски и махать на меня руками (к голым ребятам она подходить, видимо, опасалась); плавая в ледяной воде, я отвечала ей по-русски о пользе принятия холодных ванн. Диалог продолжался минуты 3, после чего последние из нас вылезли из воды, и монахиня направилась прочь; мы так и не поняли — то ли она волновалась за нашу безопасность (вода и в самом деле была холодновата), то ли мы осквернили святое озеро.
На обратном пути подозрительные взгляды превратились в ошеломленные; тем не менее, даже этот отважный поступок не привлек к нам внимания PSB — мы собрались и поехали в Намсе. В Намсе пошли искать что-нибудь поесть. Натренированные за время похода в выборе еды у тибетцев, чьи познания английского ограничиваются радушным «Hello» на все случаи жизни, при отсутствии английского меню и картинок, мы со Светой здоровались с хозяевами, после чего решительно шли на кухню и изучали содержимое холодильника и кухонных шкафов. Особенным счастьем было обнаружить момо — мы сразу же знаками заказывали их на всех — но это случалось редко; неплохим вариантом считалась похлебка из лапши, иногда с добавлением мяса — здесь самым важным было донести до хозяйки, что не нужно много специй (и проследить, чтобы любящая острое оппозиция не сказала обратное); часто выручал рис. Однако в большинстве своем на кухне оказывались только куча мисочек с загадочными овощами-травами, грибами и какими-то совсем неизвестными нам продуктами.
Еще одним вариантом, часто выручавшим нас, было наличие в трактире местных жителей — если содержимое их тарелок нам нравилось, мы воодушевленно начинали знаками объяснять хозяевам, что хотим то же самое. Узнали про транспорт до Лхасы (около 6-ти часов пути) — через город утром проезжал рейсовый автобус, на который мы рассчитывали, однако тратить пол следующего дня на переезд не хотелось, поэтому решили попытать счастья и поголосовать на дороге. Оппозиционный дух проявился и тут — Ваня и Крылов выбрали отдельную точку слева от нас (и ранее по ходу движения на Лхасу). Останавливалось большинство водителей, которым мы махали, но все они ехали недалеко, и в Лхасу везти отказывались — было поздновато (вышли мы на большую дорогу около 5-ти вечера). Первой уехала оппозиция: они умудрились втиснуть в почти полную маршрутку два велосипеда, рюкзаки и себя — весь процесс занял не менее получаса. После этого остальные просто не могли позволить себе уйти с трассы — мы продолжали голосовать, играть в подвижные игры типа классики, Андрей безуспешно пытался догнать местных горных свиней. В Тибете они с легкостью носятся галопом, взбираются на откосы и сигают через канавы — правилом хорошего тона стал у нас положенный Ваней обычай кричать диким голосом «Чу-чу-чу» всем встречным свинюшкам — это заставляло их выделывать поистине цирковые кульбиты. Часа через полтора мы поймали еще одну маршрутку, куда втиснулись Андрей, я и Света.
Сергей с Александром остались брошенными на обочине. Маршруток из Байи больше не предвиделось, сгустились сумерки, и они стали махать руками всем приближающимся горящим фарам. Через час остановился DongFeng (китайский Камаз), оттуда вылез водитель немного даунского вида и сразу согласился на всё. Это немного обескуражило брошенных товарищей, до этого им долго приходилось всем объяснять, куда надо ехать и получать отказ. Объяснив раз 10 условия их доставки в Лхасу и не получив отказа, им пришлось закидывать пожитки в кузов и лезть в кабину. На самом деле водитель оказался совсем не дауном, просто со специфическим выражением лица. Но в этом ребята убедились позже, при проезде полицейских постов. А пока он кормил их яблоками и уверенно вел машину В 23.00 подъехали к какому-то селению на высоте 4200м. Водитель объявил, что будет здесь спать и дальше тронется в 6 утра. Это было обидно, т.к. Саше и Сереге хотелось оказаться в тот вечер в Лхасе вместе со всеми. Делать нечего, пришлось ночевать на грязных койках за 10Y в тибетском доме. Но, что Будда не делает, все к лучшему. На следующий день им, в отличие от других, представилась отличная возможность проезжать перевал в 5000м при дневном свете. Они увидели великолепное зрелище стада яков переходивших вброд горную реку, юрты кочевников, сушку креативно выложенных куч ячьего навоза, для последующего использования как топлива. И, конечно же, сам пятитысячник с монументом, цветными флагами и отличным видом на близлежащие высокие заснеженные горы. Вот фотоаппарата у них, жалко, не было.
В один из моментов водитель вдруг остановился и знаками показал, что ребятам надо вылезать и идти пешком. Почему, стало понятно при взгляде на дорогу далеко вперед — полиция шмонала проезжающих мимо. Не особо поняв, что им дальше делать, Саша и Серега вылезли и побрели в направлении Лхасы, обсуждая, что говорить, когда их остановят и попросят предъявить документы. С одной стороны у Сереги было волшебное письмо, но сразу возникало много вопросов. Почему их двое вместо семерых? Где велосипеды, на которых, собственно, и осуществляется поддержка Олимпийских игр в Пекине? Да и вообще, где хоть какие-то пожитки? В мирном обсуждении возможных вариантов ответов на эти вопросы они внаглую прошли между двумя полицейскими посреди проезжей части и, не спеша, стали удаляться по направлению к горизонту. Ничто не могло их смутить. Даже раздавшийся грозный окрик не заставил хотя бы одного из них повернуть голову. Через 500м они увидели умницу водителя, остановившего машину и делавшего вид, что ремонтирует ее.