Что же ждало путешественника, решившего отправиться в путь всего 150 лет назад?
1. Медленный транспорт. Согласитесь, что сейчас мы привыкли передвигаться быстро. Даже на общественном транспорте можно добраться из одного конца города в другой относительно быстро. А раньше… Общественный транспорт "конка", когда вагоны по рельсам тащили лошади, современниками вспоминался как "черепаха", настолько он не торопясь передвигался. Разве хватит терпения современному человеку ехать в медленной конке? Современному человеку такой темп передвижения, думаю, было бы выдержать крайне сложно.
2. Булыжные мостовые. Ехать по разбитому асфальту ерунда по сравнению с клацанием зубов при тряске на булыжных мостовых, а именно так было замощено большинство центральных улиц. Асфальт появился только в 1910-х и долго имел ограниченное применение.
3. Тусклое освещение улиц. Сейчас фонари освещают каждый миллиметр улиц, а раньше фонарь светился тусклым огоньком, и между фонарями вообще была темень.
4. Проблема с питьевой водой. Такая проблема была у тех, у кого не было собственного колодца. Водопровод – роскошь для избранных, появился в 1863 году. До этого воду доставляли в дом специальные водовозы.
5. Отсутствие канализации. Тоже проблема в городе. Да и запах стоял соответствующий, когда все нечистоты выплескивались в ближайшие реки и каналы Петербурга, в том числе центральные. Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) чуть было не засыпали — такой смрад стоял по берегам, а все оттого, что жители ближайших домов выплескивали туда ВСЁ.
6. Еще туалетная тема — сильный запах навоза летом, поскольку перевозки то осуществлялись на лошадях, а они делали свои дела, где хотели.
7. Риск массовых болезней. В Петербурге 19 века нередки были вспышки заразных болезней — тифа, скарлатины. Иногда буйствовала и холера. Хорошо, что такие времена уже миновали.
8. Отсутствие лифтов в домах. Все ходили пешком, никакого барства в виде лифтов не было. Живешь на пятом этаже, ходи.
9. Повышенная влажность в домах. Оказывается, дома (не деревянные, конечно) строили с использованием известки, которая впитывала столько воды, что испаряла ее потом годами. Не рекомендовалось въезжать в новый дом минимум год со дня постройки, чтобы вода хоть немного испарилась.
10. Дымящие средства передвижения. Лодки, пароходы, поезда — движущей силой был уголь. Дым валил столбом. После поездки на паровой конке, представлявшей собой, по сути, паровоз с вагоном, пассажиры приезжали закопченные, как кочегары. Это становилось объектом карикатур в газетах того времени — от представительного господина всего в копоти разбегается в немом ужасе родня, которая пришла его встречать. Черный дым из труб заводов и от транспорта, думаю, привел бы в изумление многих современных петербуржцев.
Петербург 19 века – совершенно другой мир, с другим ритмом жизни.
Оригинал: https://peterburgenka78.ru/15-istoriya/158-puteshestvie-na-150-let-nazad-10-povodov-udivitsya