Сначала была Архангельская область с ее Кенозерским национальным парком, но за пару недель до отпуска планы поменялись, и мы вдвоем с Серегой отправились поближе, в Смоленскую область. Как оказалось, мы ни разу не были в старинном Смоленске, с его храмами 12 века, не видели крепостных стен с множеством башен.
Билет решили взять на скоростной поезд Москва- Смоленск «Ласточка». Время в путь 4час 45 мин и отправлением с Белорусского вокзала. Цена билета оказалась высоковатой – около 1100 руб., но зато удивила стоимость провоза велосипеда — 66 руб. при провозе его в разобранном и упакованном виде. Выехав в 7-10 утра, к полудню мы были уже на месте, миновав Можайск, Вязьму, Сафоново и Ярцево. Интересно, что поезд иногда развивал скорость 135 км в час. В Смоленске сохранилось только 3 церкви древней Руси и прямо у вокзала располагалась одна из них- Петра и Павла на Городянке 1160 года постройки. Она соседствует с намного более поздней церковью священно мученицы Варвары. Именно этот храм Петра и Павла из узкого красного кирпича впечатлил меня в большей степени. Потом мы проехали по мосту через Днепр и вскоре увидели вторую раннюю церковь Архангела Михаила 1180 г.
И совсем недалеко третий храм Иоанна Богослова 1173 г постройки. Вьезжаем через остатки крепостной стены (1602 г) и поднимаемся в центр города, где расположились основные достопримечательности Смоленска и, после беглого их осмотра
решаем отобедать в наиболее известном кафе города «Мандариновый гусь» (ул. Октябрьской революции 7). Приятная атмосфера, малое количество посетителей (четверг) и вкусное меню все это произвело на нас хорошее впечатление.
Обед обошелся примерно по 250-300 руб. Вкусно поев, выезжаем из города через Днепр в направлении на север, по пути попробовали хорошего смоленского кваса. Дороги Смоленска оказались не слишком перегружены транспортом и мы быстро доезжаем до Печерска. Большое количество фур, которые напрягали нас в пути, за п. Стебной совсем пропало и стало повятно почему: здесь расположен крупный логистический центр «Альфа центр». Дорога стала намного спокойнее и даже удивляла нас отсутствием машин. Вскоре все прояснилось: за Фефелово асфальт закончился и как сказали нам местные старая дорога заросла и превратилась в лесную. Мы двигались по ней, встречая таблички: Зона покоя. Что бы это значило? Природа здесь впечатляет своей тишиной и красотой пейзажей. Водитель единственной встретившейся нам машины сказал, что дорога выведет нас в Сыр Липки (60 км), т.е. мы делаем почти что кольцо от Фефелово. Решаем в деревне затариться продуктами и искать место стоянки. Узнаем, где можно встать при этом нам сообщают, что недавно видели в этом районе медведицу с медвежатами. Их оказывается теперь часто встречают и местные даже боятся ходить в лес в одиночку. Проезжаем несколько км и встаем в сосновом лесу. За ужином отмечаем первый наш ходовой день.
Пройдено 63 км, при ходовом времени 4-45
Спалось хорошо, но в какой-то момент в голову начали «лезть» медведи. Лучше бы не знать, что они здесь бродят. ))
С утра, немного проехав по асфальту, сворачиваем в Аполье на широкую грунтовку и 12 км едем по стиральной доске до выезда на дорогу Демидов – Духовщина. Нам — на Демидов. Вскоре появляется асфальт и открывается красивый вид на Акатовское озеро (22 км). Оно вытянуто на несколько км и ветер разгоняет по поверхности волны. Решаем искупаться. Озеро сначала мелкое, но метров через 70 скрывает. Какое удовольствие искупаться в чистой прохладной воде! Часа через полтора вьезжаем в Демидов (49 км ), названный именем какого-то революционера и едем на ул. Коммунистическую )) в дом музей Юрия Никулина.
Здесь он родился и прожил 4 года, потом родители , узнав что их хотят репрессировать, бросили все и свалили в Москву. Дом с тех пор переходил из рук в руки и потом запустел. Соседи в 2003 году решили его полностью обновить и организовать частный музей актера, процесс длился 10 лет. Государство, да и сам сын Ю. Никулина Максим, отказались от финансовой помощи в организации музея. Да и зачем сыну это, он ведь половину времени проводит в Париже. Осенью в этом доме проводится Никулинский фестиваль. Мы с удовольствием осмотрели экспозицию. Нам рассказала о жизни Никулиных в Демидове Даша, усилиями которой вместе с ее матерью и создавался музей единственный в России. Нас угощают чаем с конфетами и предлагают голубцы на обед. Решаем двигаться, остановившись лишь у памятника Ю. Никулину ( в России их 6 ) и, заглянув в единственный из 6 сохранившихся храмов Демидова. Говорят, совсем недавно на его стенах начало проступать изображение фрески. Выезжаем из города по тихому шоссе, у с. Заборы (66 км) сворачиваем влево и вскоре (72 км) вьезжаем в национальный парк Смоленское Поозерье.
Ищем место стоянки и на 80 км находим отличную, оборудованную стоянку на берегу Баклановского озера. Прекрасные виды. Купаемся и готовим ужин.
Проехали 80 км, при ходовом времени 5-17.
Ночью был небольшой дождик. Немного проехав, наблюдаем указатель Туристические стоянки. Примерно через час пути оказываемся в Пржевальском. Закупаем продукты и перекус в супермаркете и едем осматривать музей партизанской славы. Экспозиция – не очень богатая, в основном это- результаты раскопок в виде полуистлевшего оружия и снаряжения. Привлек внимание приказ от 23 июня 1941 года о мобилизации всех военнообязанных 1905-1918 годов рождения, т.е. в начале войны мобилизации подлежали мужчины 23-36 лет. Мы еще увидим множество отголосков той великой войны в виде памятников и блиндажей. Еще стоит обязательно осмотреть усадьбу Николая Пржевальского, где он прожил с 1881 по 1889 годы.
Здесь представлены артефакты, фотографии и карты из его 5 азиатских экспедиций. Он был путешественником с большой буквы, недаром на своей могиле попросил написать: «Путешественник Пржевальский». Скончался он в 5-ой своей экспедиции от брюшного тифа в возрасте 49 лет. На этом наша культурная программа закончилась и мы выдвинулись в сторону Рибшево по лесной, но очень привлекательной дороге. Достаточно часто встречая памятники Отечественной войны на этой дороге, мы прозвали ее партизанской.
По краям дороги встречается черника и малина, а также ежевика на шипах которой я и прокололся. Проезжаем несколько заброшенных селений и останавливаемся на перекус и купание у мостика через речку Василевка (30 км). Здесь образовалось озерцо с очень холодной ключевой водой. Через несколько км встречаем памятный знак о боях кавалерийской группы Доватора. В одном из сражений декабря 1941 года они уничтожили 1000 немцев и захватили 50 орудий. Останавливаемся у святого источника Святителя Николая Чудотворца. По преданию здесь в Отечественную войну 1812 года исцелились от слепоты русские солдаты. На выезде из национального парка Смоленское поозерье обнаруживаем информационный щит с указанием маршрутов по местам боев, а также экологические тропы протяженностью в 20 км каждая. В Рибшево (45 км) выезжаем на широкую мелко гравийную дорогу и движемся по ней к асфальтовой дороге в Большое Берсенево (62 км). По асфальту с малым трафиком катится хорошо и вскоре мы вьезжаем в р.ц. Духовщина (83 км) с огромной, пустынной площадью и памятником Потемкину Таврическому ??. Здесь узнаем, что км в 5, в Троекурово (88 км), есть водохранилище на котором можно встать.
Стоянка на водохранилище с купанием. Вечером отмечали день Рождения и принимал поздравления. Немного раздражали скутера, проносящиеся иногда по водохранилищу.
Проехали 89 км, при ходовом времени 6-20.
Утром долго проспали и выехали только в 11 часов. Через 16 км движения по тихой дороге выехали на М1 Москва- Минск, 337 км шоссе . По плану мы хотели закончить маршрут в Ярцево, но я высказал предложение, а Серега поддержал — проехать сколько получится по трассе в направлении Вязьмы. Последяя электричка с Вязьмы отправлялась в 20-06 так, что времени у нас было достаточно. Проехали поворот на Сафоново двинулись дальше. Движение по М1приятно в смысле отличного покрытия (это- лучшая трасса России), но все время напрягают фуры, несущиеся из Европы в разные уголки России. Уж насколько я не люблю езду по шоссейным дорогам, но если не впускать этот негатив в себя, то вполне прилично можно ехать. Иногда, хотя бы раз в год.)) При переезде через Днепр решаем искупаться. Приятно освежиться! Уже на подьезде к Вязьме, на сьезде с шоссе, читаю надпись на плакате: «Если ты осел и не любишь своих детей и внуков, то бросай мусор!» Такого жесткача я еще не видел. Но ослов в этом месте не было. На вьезде в город фотографируемся у стелы Вязьмы (125 км)
и движемся через весь город мимо Троицкого собора к железнодорожному вокзалу (130 км). До отправления последней электрички в Можайск у нас еще 1 час. Хороший получился походик! В Москве мы были в 00-20.
Проехали 130 км, при ходовом времени 6-43.