Интервью с Игорем Налимовым.

На прошлой неделе вступили поправки в Правила дорожного движения, резко расширяющие права велосипедистов.

Теперь автомобилисты должны уступать им дорогу, а в ПДД появилось понятие «велосипедная полоса».

— Игорь Петрович, а будут ли работать эти поправки? Станут ли водители при проезде перекрестков и повороте уступать дорогу велосипедистам?

— Сразу, конечно, этого не случится. Ведь не все новшества тут же приживаются. Мы, например, не сразу научились не ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Не сразу научились пристегивать ремень безопасности и возить детей в детских креслах. Но постепенно это происходит. То же самое с велосипедистами. Если будут штрафы, будут аварии и, как следствие, уголовная ответственность за нарушение правил, соблюдать их научатся.

— Понятие «велосипедная полоса» наконец-то появилось.

А где в Москве их можно организовать? Ведь места даже под автопарковки нет!

— Наиболее реально создать полосы на внутрирайонных улицах с малоинтенсивным движением.

В Жулебине, например, автомобилей относительно немного, а улицы широченные. Почему бы их часть велосипедистам не отдать?

— Какую часть?

— По европейским нормативам ширина велосипедной полосы — до 1,2 метра. Это меньше половины автомобильной полосы. Если места совсем мало, то можно обойтись и 90 сантиметрами. Велополосы много места не съедят.

— Но если их располагать по краю проезжей части, то эти полосы моментально займут автомобилисты — под парковку!

— На Западе велополосы часто организуют рядом с парковками. То есть машины останавливаются на крайней правой полосе, а велосипедисты едут рядом — ближе к центру проезжей части. Бывает и наоборот. В общем, все зависит от проекта, который в свою очередь зависит от ширины улицы, ее геометрии и интенсивности движения. Что касается парковки на велополосах, то она является нарушением. И штраф за нее в Москве будет таким же, как за парковку в любом другом неположенном месте. Один раз автовладельца на три тысячи рублей оштрафуют, второй… И больше он обижать велосипедистов не станет.

— Хорошо, предположим. А если я хочу ездить не в Жулебино, а, скажем, из дома на работу.

На Ленинградке-то велосипедную полосу не сделаешь!

— Правильно, ведь движение по скоростным магистралям на велосипеде запрещено! По МКАД, например, ездить на велосипеде нельзя. По большинству вылетных магистралей, где разрешенная скорость движения — 80 километров в час, тоже. Поэтому в ПДД появилось понятие велопешеходной дорожки, которую можно организовать прямо на тротуаре. По этой дорожке могут и пешеходы ходить, и велосипеды ездить — со скоростью до 15 километров в час.

— В свое время широко обсуждалась идея организовать пешеходные дорожки вдоль набережных Москвы-реки.

— Эта идея постепенно реализуется! Появились велодорожки вдоль Лужнецкой, Крымской, Пушкинской, Воробьевской набережных. Вообще, Моском архитектура в этом году объявляет международный конкурс на лучшую концепцию развития набережных Москвы-реки. Смысл этого развития как раз в том, чтобы убрать от реки автомобильные дороги, гаражи, склады и отдать пространство пешеходам и велосипедистам.

Только вдоль Москвы-реки 140 километров набережных! Причем река протекает через весь город, а значит, вдоль нее можно попасть как в центр, так и на окраины. Плюс есть еще набережные Яузы. В следующем году, я знаю, будет реализован проект создания велодорожек вдоль Яузы из Мытищ. Таким образом, у жителей этого города-спутника появится возможность ездить в Москву на велосипеде. Да и весь северо-восток столицы получит сеть велодорожек.

— Да, но у нас не Милан и даже не Хельсинки. У нас куда холоднее! Будут ли москвичи ездить, даже если дорожки появятся?

— Уже сегодня реальная продолжительность велосезона в Москве — 9 месяцев, когда на улицах нет снега. Но с появлением велодорожек сезон станет круглогодичным! Ведь их будут чистить и избавлять от гололеда. Отчего по ним не ездить?

Вместе с законами нужно менять мозги

Вадим Мельников, гендиректор общественной организации «Движение без опасности»:

Наше дорожное законодательство, к счастью, стало постепенно переходить на международные нормы. С другой стороны, эти международные нормы плохо накладываются на российские реалии. В первую очередь эти реалии связаны с низкой культурой поведения на дороге. Культура крайне низка у всех: автовладельцев, мотоциклистов, пешеходов, велосипедистов… На Западе есть четко выстроенная система образования участника дорожного движения. Ребенка из роддома вывозят в автокресле. Едва обретя сознание, он буквально с детского сада погружен в тему безопасного поведения на дороге! В Германии, например, выдаются детские права на велосипед! Есть подростковые права… У нас же никакой системы «дорожного» образования нет. Казалось бы, чего проще: всегда используйте автокресло, тогда ребенок, когда подрастет, всегда будет пристегиваться ремнем безопасности. Он с детства привык быть пристегнутым! Но у нас автокресло многие родители считают досадной глупостью. Разумеется, такой же глупостью его начинает считать и ребенок.

Почему бы нам в школах не проводить уроки обучения езде на велосипеде? Ведь, пройдя через эти уроки, ребенок, во-первых, научится хорошо ездить. Во-вторых, научится соблюдать правила.

В-третьих, когда вырастет и пересядет на автомобиль, будет более внимательно относиться к велосипедистам.

В общем, я думаю, нужно одновременно и менять правила, и повышать саму культуру поведения на дороге. Почему бы, например, не обязать продавцов велосипедов проводить инструктаж для каждого покупателя? Ведь сейчас человек, купив «двухколесного друга», может сесть на него и тут же поехать — не зная ни одного правила дорожного движения! Самая страшная ситуация — это когда появляется велосипедная инфраструктура и ПДД расширяют права велосипедистов, как это происходит сейчас, а велосипедисты ездят без всяких правил, потому что никогда их не учили.

Человек за рулем велосипеда будет уверен, что он всегда прав и у него есть вольная ездить где угодно. Мы получим всплеск травматизма.

Введение велополос — это приятная, но все-таки частность. Необходима масштабная перестройка всей дорожной инфраструктуры и, что не менее важно, нашего сознания. Сейчас безопасностью на дорогах занимаются только инспектора ГИБДД и общественные организации — такие, как наша. А необходимо привлекать и учителей, и СМИ. Нужно, например, объяснить людям, что ездить на велосипеде всегда и везде необходимо в шлеме. Потому что велосипед может разгоняться до скорости мотоцикла, и падение с него смертельно опасно.

За самых юных участников дорожного движения отвечают их родители

Артем Иванов, начальник пресс-службы ГИБДД Москвы:

Вступившие с 8 апреля изменения в Правила дорожного движения (ПДД) касаются прежде всего велосипедистов. Неслучайно мы много лет убеждаем родителей, что любое передвижение ребенка по городу связано с высокой степенью опасности. А тем более на транспортном средстве. Теперь вопросам, связанным с пропагандой Правил дорожного движения, будет уделяться еще больше внимания, особенно при работе в столичных общеобразовательных учреждениях. Ведь по новым правилам участниками дорожного движения становятся и совсем юные велосипедисты, и те, кто еще даже в школу не ходит.

И их безопасность во многом зависит от родителей. Ведь, отправляя свое чадо на прогулку на велосипеде, они зачастую не следят за ним должным образом.

К тому же место для этого выбирают крайне неудачное, что очень опасно. Надо четко разделять, что является жилой зоной, обозначенной дорожными знаками, а что есть дворовые проезды, которые не предназначены для передвижения по ним. Поэтому и статистика дорожно-транспортных происшествий, связанных с велосипедистами, тревожна: если в 2012 году в городе произошло 202 наезда на велосипедистов, то за прошлый год таких случаев 207 из общего количества — 11 319 дорожнотранспортных происшествий.

А новые Правила как раз и объясняют, что является велосипедной и велопешеходной дорожкой или что такое велосипедная полоса движения. Например, в пункте 24 разъясняется, когда велосипедист может ездить по правому краю проезжей части или по обочине, по тротуару или велосипедной дорожке. И в каком случае он создает помехи другим участникам дорожного движения и почему водитель автомобиля обязан при проезде перекрестков и повороте уступить дорогу велосипедисту, пересекающему ее по велосипедной дорожке. И что по ней разрешено ездить детям от 7 до 14 лет, а вот велосипедистам младше 7 лет — нет. Поэтому убедительно советую всем участникам дорожного движения ознакомиться с изменениями в ПДД.

А подводить итоги о состоянии аварийности с участием велосипедистов и насколько мы готовы к соблюдению ПДД можно будет не раньше мая.

Столица увеличит протяженность велодорожек до 282 километров

В этом году для пунктов столичного велопроката город закупит 5000 новых велосипедов. Об этом «ВМ» рассказал руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Новые велосипеды будут более комфортабельными — учтены замечания по первому году эксплуатации городского велопроката.

Одновременно будет и существенно расширено городское велопространство. В нынешнем году общая протяженность велодорожек Москвы будет практически удвоена, сообщили «ВМ» в прессслужбе Департамента транспорта: к нынешним 146 километрам прибавятся еще 136.

Так что общая протяженность велодорожек составит 282 километра, причем каждый пятый километр велодорожек придется на Западный и ЮгоЗападный округа.

Кроме того, девять новых веломаршрутов планируется открыть в 2014 году и в центре города: как сообщает Де партамент транспорта, инициаторами их создания стали сами велосипедисты. Так, планируется обустроить двухстороннюю велодорожку по Бульварному кольцу — она будет проложена по десяти бульварам общей протяженностью более 6 километров и по Москворецкой набережной. Для ее обустройства сократят часть парковочных мест, а чтобы водители не парковались на велодорожке, от проезжей части ее огородят специальными столбиками.

Еще несколько веломаршрутов свяжут Китай-город и Земляной Вал, Чистые пруды и Комсомольскую площадь, Манежную площадь и Белорусский вокзал.

Собственные маршруты для велосипедистов появятся в Митине и Зеленограде. Велосипедную инфраструктуру планируют обустроить и в природных парках — «Покровское-Стрешнево», «Лосиный Остров», «Царицыно», ландшафтном заказнике «Теплый Стан».

Кроме того, Департамент транспорта сегодня рассматривает еще одно предложение велообщественности — велосипедные хорды. Они свяжут между собой сопредельные районы. В этом году появятся и первые велосветофоры.

Также велодорожки могут появиться и в некоторых поселениях Новой Москвы. Но здесь их будут оборудовать только по запросам жителей.

Напомним, что первая велодорожка появилась в Москве в 2011 году, а уже по итогам прошлого года столица была признана городом-миллионником, наиболее лояльным к велосипедистам: для них открыты 49 специальных маршрутов, причем 30 из них появились в 2013 году. Ну а самым протяженным является 20-километровый маршрут от парка «Музеон» на Крымском Валу до Парка Победы.

Москвичи воспользуются новой транспортной артерией

Исследовательский центр портала Superjob совместно с «ВМ» выяснили отношение москвичей к инициативе выделения специальных велосипедных полос.

Согласно результатам опросов, данное решение имеет большие перспективы. Как выяснилось, жители столицы располагают достаточным велопарком и запасом оптимизма, чтобы заполнить новую транспортную артерию. Почти 70 процентов участников опроса на сайте газеты сообщили, что они либо члены их семей старше 14 лет (возраст, после которого разрешено пользоваться выделенными велосипедными полосами) имеют собственный велосипед. При этом более 60 процентов участников другого опроса на сайте «ВМ» сообщили, что готовы использовать велосипед как транспортное средство для поездок на работу и по городу.

А по данным опроса Superjob, 41 процент опрошенных считают, что велополосы актуальны для теплого времени года.

Комментарии

● ● ● Думаю, многие будут рады этому нововведению. Особенно люди, которые дружат со спортом. Есть, например, зимние покрышки для велосипедов. А если зима такая, как в этом году, то на велосипедах вообще можно круглый год ездить.

● ● ● Учитывая, что за последнюю четверть века в Москве сложился транспортный коллапс (одна из главных проблем многих крупных мегаполисов), будет трудно отвоевать себе нишу в прослойке транспортных средств передвижения. Пока царит массовое представление, что наличие автомобиля — это признак принадлежности к обществу избранных, это будет краеугольным камнем, сопротивлением развитию велосипеда.

● ● ● С учетом расстояний в Москве, отсутствия культуры поведения на дороге автомобилистов и климата, данное нововведение не применимо в ближайшее время. Это еще больше обострит и без того непростую ситуацию на дорогах.

● ● ● Желающие обязательно будут, но вред здоровью при интенсивной гипервентиляции легких во время езды на велосипеде будет намного выше, чем при езде на автомобиле.

Желательно дорожки для велосипедов метров на 50 или более переносить от основной трассы или делать отдельно от дороги, в глубине жилого массива или в лесопарковой зоне.

● ● ● При чем тут климат? Будут сбивать бедных велосипедистов. Велосипедист, как и пешеход, всегда будет прав и не всегда будет жив.

● ● ● Как мне, потной и с одышкой, появляться на работе? Как на это отреагирует мой начальник, ведь мне потом с людьми работать. Этот вид транспорта может подойти только чернорабочим…

● ● ● Для того чтобы было комфортно ездить на велосипеде по городу, да и на машине, необходимо в первую очередь мыть дороги. Иначе после езды на велосипеде ни на работу, ни на общественное мероприятие, ни в магазин цивилизованному человеку не зайти.

● ● ● Опыт создания выделенных полос для общественного транспорта имеется. Теперь появятся и полосы для велосипедов. Это означает увеличение пробок на дороге, с которыми боремся безуспешно не один год, так как меньше станет полос для остального транспорта.

● ● ● Пусть правительство не забудет поставить светофоры для велосипедистов, которые будут регулировать движение, а также было бы здорово, чтобы в ПДД внесли пункты про велосипедистов, ответственность водителей и прочие пункты, касающиеся безопасного вождения — как машин, так и велотранспорта!