Как мы осваивали Камбоджу.

А не побывать ли нам в Камбодже,  подумалось мне?  Решение пришло сразу после Тибетского путешествия, пройденного нами в октябре. А что мы знаем об этой загадочной стране под названием Камбоджа. Наверное, только то, что связано с Помпотовским геноцидом собственного народа в 70-х годах и конечно же с древним комплексом кхмерской цивилизации Ангкор. А что вы слышали о пляжах в Сиамском заливе или о пресноводных дельфинах на Меконге или о жизни современных кхмеров?  Итак, решено, едем в велопоход познать Камбоджу и увидеть ее изнутри. На удивление быстро собралась компания желающих из 8 человек, нам удалось купить недорогие по теперешнему времени авиабилеты в Пномпень. Летим авиакомпанией China Southern Airlines.

Китайцы, как и в тибетском походе в октябре и в этот раз порадовали нас. Они предложили нам самые низкие цены в 60.000р. непосредственно до столицы Камбоджи Пномпеня. Некоторая проблема складывалась для нас с перевозом велосипедов: их было можно провезти в составе бесплатного багажа в 23 кг, но габариты упаковки составляли нереальные 158 см в трех измерениях. Мы готовились к большим тратам, но все прошло достаточно гладко. При перелете из Москвы сильно выбился из установленных габаритов, только велосипед  Дениса, остальным простили «некоторое» превышение размеров. Денис заплатил 12.500 руб, решено было списать эти траты на всю группу. В самолете нас хорошо кормили и даже наливали вино. Прилет в Пномпень около 15 часов.

Ждем автобус, заказанный заранее из Москвы, он доставляет нас по оживленным улицам в отель.

На удивление, Камбоджа не такая уж и бедная страна, по дороге из окна автобуса мы видим очень крутые тачки и их здесь много. Некоторые данные о географии Камбоджи. Омывается водами Сиамского заливаБольшая часть поверхности — низменность в нижнем течении реки Меконг; на западе — горы Кравань (высота до 1813 м). Климат тропический муссонныйТемпературы 26-30ºС. Осадков 750-2000 мм в годОсновная река — Меконгозеро — Тонлесап. Растительность: Тропические лесасаванны.  Наш отель в центре города недалеко от королевского дворца. Решаем бросить багаж и отправиться в город, ведь у нас больше не будет времени на осмотр столицы. Уже завтра с утра сборка велосипедов и старт по маршруту. Идем всей группой, уже в темноте (18 час), мимо национального музея и королевского дворца, проходим оживленную площадь и далее по набережной Меконга еще пару км к паромной переправе. Нам необходимо уточнить, как часто и откуда идет паром, ведь завтра мы должны перебраться на противоположный берег и двинуться вверх по течению великой реки Меконг. Наблюдаем почти непрерывное движение паромов.

Первая задача выполнена теперь неплохо бы и поужинать. Наш ужин начался с перекуса у небольшого лотка, здесь мы увидели жареных жучков, рачков и прочую живность.

Леха решил ее испробовать и мы познали настоящую кхмерскую еду. Никакого удовольствия испытать от этого не удалось. После такого эксперимента очень захотелось пива и настоящей еды. Ее то мы и нашли в одном из ресторанчиков. Пиво Ангкор и порция пельменей зашли хорошо и мы поняли, что возможно выживем в этой незнакомой нам стране. Далее отель и койка.

3 Первый ходовой день. Встаем спозаранку, пытаемся собрать свои велосипеды. С трудом нам это удается так, как велосипеды плохо перенесли перелет почти в 10.000 км. Около 10 час, без завтрака, выезжаем к парому, попутно делаем фото некоторых интересностей.

Паромы на Меконге платные, но по деньгам это — сущие копейки. Впечатляющим оказалось место слияния реки Тонлесап и реки Меконг с различным цветом воды из этих рек.

Выезжаем на дорогу и поначалу движемся по второстепенным грунтовым дорожкам параллельно реке, потом нам они надоедают и мы выходим на асфальтовую дорогу.

Здесь единственный раз пробуем охлажденный мандариновый сок,  какое же это удовольствие при температуре воздуха свыше 30 гр С. По хорошей дороге разгоняемся, Леха реально гонит, я за ним, ребята следом. В какой то момент я понимаю, что меня накрывает. Симптом — тошнота. Так все ощутили на мне, что такое тепловой удар. Последствия были не из приятных пришлось сначала изгибаться, а потом отлеживаться в тени. В это время ребята устроили обед и часам к 17 мы выехали в поисках места стоянки. Надо сказать, что вдоль Меконга свободных участков земли нет и нам с трудом удалось найти место для 4-х палаток. Продукты закупили заранее, воду брали по соседству в частном доме. Забавная история произошла после того, как ребята вернулись с водой. По их утверждению, они взяли воды из крана и купили пару бутылок пива по цене 17 центов за штуку. В группе начался ажиотаж: надо брать ящика два… Потом выяснилось, что остаток денег говорил об обратном, цена бутылки оказалась 1,5 доллара. Но зато минут 15 все жили ценой в 17 центов и радостно обсуждали это событие, потом пришло протрезвление. Первый ужин на примусах и первое купание в Меконге (на это решился только Коля). Вечером приехала полицейская машина, видимо кто-то навел на нас. Полицейские походили около лагеря, помотрели как мы готовим пищу и уехали.

В общем день прошел хорошо, не считая моего состояния. )) За день проехали 31 км.

4 Второй ходовой день. Утром омлет их 2 десятков яиц с кабачками и вперед.

Жарко становится уже через 2 часа после восхода солнца. Памятуя о вчерашнем инциденте, решаем двигаться с утра до 12 часов, потом делать 3-х часовой перерыв в тени и с 15 часов до 17-ти продолжать движение. Некоторое время едем по приличной асфальтовой дороге,

потом уходим на грунты, их не назовешь хорошими. Вокруг какие то сельхозугодья, в основном посевы риса.

Впервые встречаем огромный лотос – символ буддизма (Ом мане падме хум!).

К обеду решаем остановиться на территории буддийского монастыря. Готовим чай с московскими вкусняшками, пережидаем жару в тени деревьев, в компании детей, а чуть поодаль молодые монахи с любопытством наблюдают за нами.

Подезжаем к очередной паромной переправе, достаточно быстро подходит паром и мы форсируем реку. Продолжаем движение вверх по течению Меконга. Дорога асфальтовая. Около 18 час ищем место ночлега. По грунтовой дорожке уходим от шоссе к реке. Встаем лагерем с видом на Меконг, наблюдаем красивый закат.

5 Третий ходовой день. При выезде на дорогу проезжаем мимо свиньи матки. Такая встреча – к полноценному походу. ))

Едем по хорошей асфальтовой дороге. Солнце быстро начинает утомлять, вокруг основная сельскохозяйственная культура — рис. Вдоль дороги, уже грунтовой, много каналов. В какой то момент мы обращаем внимание на водоем близ дороги и решаем охладиться. Быстро раздеваемся, вода по грудь, слегка прохладная, нам в самую пору, чтобы охладиться и помыться. Вскоре к нам присоединяются местные мальчишки.

Испытываем огромное удовольствие, мечтаем: вот бы, хотя бы раз в день такое было. Дорога немного скучновата, встречаем плантации известного кампотского перца.

Он очень ароматен. Много плантаций арахисового дерева. Леха на короткой стоянке, где мы обычно пьем холодные напитки, развлекает детишек.

К 17 часам жара немного начинает спадать и мы ищем место для стоянки.

Непростое это дело. Хотелось доехать до Меконга, но солнце быстро упало. Встали на площадке рядом с посадками лотоса. Готовим ужин. Фотографируем лотосы.

6 Четвертый ходовой день. Выходим около 8 часов, раньше не получается. Дорога обычная для Камбоджи, красная глина. По сторонам дороги многочисленные плантации каучукового дерева.

Останавливаемся в основном только что бы напиться, перекусить фруктами и переждать обеденный зной, это период с 12 до 15 часов. Очень помогают встречающиеся краны с водой.

Климат здесь не в радость, но постепенно начинаем привыкать и к таким условиям. С утра едешь и ждешь обеденного перерыва, а после обеда едешь и ждешь вечерней (скорее ночной) прохлады.

Стоянка в посадках близ ручья, где мы помылись и постирались.

7 Пятый ходовой день.  Сегодня нам предстоит в очередной раз пересечь Меконг и проехать городок Кратьэх. На начальном этапе пути все шло хорошо. Как обычно грунтовые дороги с красной глиной.

Доехали до перекрестка, где слегка перекусили и выпили прекрасного шоколадного кофе. Немного отдохнув, ушли направо к реке Меконг, до нее еще порядка 25 км с дорогой «не фонтан».

Ближе к полудню обнаружили, что потеряли Сергея Б и Сашу Д. Сидим ждем, долго ждем. По приезду узнаем, что Сашу накрыл тепловой удар и он быстро обессилел. Около полутора часов даем ему отдохнуть. Не помогает. Принимаем решение найти машину и забросить его вперед в Кратьэх. Цена вопроса — 50 долл. С ним едет Денис.

Мы же продолжаем движение к паромной переправе и далее до условленного места в городке. Обнаруживаем Сашу и Дениса в хорошем состоянии (кондиционер в супермаркете сделал свое дело). Решаем найти какую-нибудь местную забегаловку и отобедать, хотя время уже около 16 час. В 1км от основной дороги видим столики, нам приносят куриную лапшу. Недалеко, в бакалее закупаем хлеб, он редкость для провинции. Продолжаем движение вверх по Меконгу. Пытаемся найти стояночное место, все заселено. Открываются красивые виды на острова Меконга. Наблюдаем массовый исход детей из школы. Они идут вереницей и на выходе их встречают многочисленные родители на мопедах и мотоциклах. Очаровательное зрелище.

Закупаем воду и с трудом находим площадку около небольшого буддистского храма. С разрешения местных располагаемся на ночлег.

8 Шестой ходовой день. Сегодня у нас четвертая и последняя в этом походе паромная переправа через Меконг. Но прежде мы решаем посмотреть известных на всю Камбоджу пресноводных дельфинов. Их здесь, как пишут,- около 25 особей. Оставляем велосипеды, покупаем билеты на лодку с часовой экскурсией к дельфинам. Река, конечно, впечатляет своими просторами. Вместе с нами еще несколько лодок с иностранцами. Да, дельфины здесь есть, но они настолько быстро появляются и опять ныряют, что увидеть их достаточно сложно. Лучше всего это делать с помощью видеосьемки. Дельфинов мы посмотрели, вернее их спины и они действительно пресноводные. 

Еще немного едем по шоссе до переправы и почти сразу садимся на паром. Хорошо все же, что я спланировал много переправ, иначе бы мы не увидели Меконга в полной красе. Переправа эта -самое северное место нашего похода.

Теперь мы будем спускаться по противоположному берегу и далее в сторону Ангкора. Но прежде у парома мы решаем искупаться в Меконге. Берег песчаный, вода чистая, да и больше не будет у нас такой возможности. Купаемся в великой реке Меконг. Будет что вспомнить! Наши головы, как поплавки.

Продолжаем движение уже вниз по течению Меконга, нам открываются прекрасные виды на могучую реку и жилища камбоджийцев.

Наш путь проходит по грунтовой дороге. На мой взгляд, эта сторона реки более дикая с меньшим трафиком, что для нас наиболее ценно. Саша Д. к середине дня теряет силы из-за жары и нам приходится подолгу ждать его и замыкающего. К вечеру начинаем отдаляться от Меконга.

Встаем на ночлег недалеко от дороги на большой, но неровной поляне.

Седьмой ходовой день. В этот день ничего особенного мы не увидели: все те же фруктовые сады и грунтовые дороги. Здесь я понял, как все же скрашивал наш путь Меконг. Вдали от него стало скучновато. 

Встаем на ночлег на большом футбольном поле рядом с деревней.

Восьмой ходовой день. С утра продолжаем удаляться от Меконга в сторону Ангкора, но до него еще далеко. Местность достаточно однообразная и ничего особо интересного из себя не представляет.

Наслаждаемся последними ходовыми днями, как и ранее, изнываем от дневной жары, пережидая ее под навесом с холодными напитками и редкими местными жителями. После обеденного отдыха начинается асфальтовая дорога, несколько увеличивается трафик, но все равно машин очень мало.

К вечеру, как всегда, закупаемся продуктами на ужин и завтрак, а так же водой. Готовим на остатках газа, у нас последняя полевая ночевка, не считая моря. Перед ужином к нам подходят полицейские интересуются, что мы делаем и куда едем. Постояв недолго уходят.  Сегодня проехали максимум за дни похода 71 км.

Девятый ходовой день. Сегодня по плану нам необходимо доехать до городка Стынгсаен и арендовав машину добраться до Ангкора. Всю дорогу с утра едем по хорошей ровной асфальтовой дороге.

Через 9 км выезжаем на значимую дорогу и еще через 9 км на основное шоссе Пномпень Ангкор. Эта дорога не имеет значимого трафика и мы достаточно быстро с остановкой на кофе к обеду приезжаем в Стынгсаен. В этом городке без проблем можно найти подходящий нам транспорт, что бы преодолеть оставшиеся 140 км до Ангкора. Перекусываем на рыночке и сразу находим минивэн, в который без труда помещаемся все мы с велосипедами и рюкзаками. С водителем сговорились на 100 долларов.

Уже через 2 с небольшим часа мы в отеле. Размещаемся и едем получить информацию о покупку билетов. От отеля это достаточно далеко. Нам удается купить билеты на 3 дня за 62 доллара.

Дороговато,  но храмы несомненно стоят того. На обратном пути посещаем небольшой супермаркет, недалеко от отеля, закупаемся перекусами каждый на себя и располагаемся по номерам. Решаем к рассвету быть у Ангкор Вата. Сегодня проехали 52 км.

Подьем ранний, едем к Ангкор Вату по темноте, благо здесь есть велодорожки. На подьезде у всех проверяют билеты. Ставим велики и ищем подходящее место для встречи рассвета на фоне величиственного храма.

Народу очень много. После рассвета идем осматривать сам Ангкор Ват. Постройка, конечно, впечатляет, но в основном при взгляде из далека. Вблизи все не так очаровательно, сказываются столетия забвения храма. Бродим по территории и поднимаемся к вершине.

Вторым местом для посещения сегодня – величественный храм Байон,  но находится недалеко от Ангкор Вата. В этом храме наибольшее впечатление производят лики Будды расположенные на башнях.

Народа достаточно много, к некоторым интересностям проход закрыт. Но нам же нет преград. Ради хороших фоток и прекрасных видов забираемся в запретные зоны,где никого из туристов нет.  Далее на нашем пути древний город Ангкор Том — последняя столица Ангкора. Мы смотрим древние храмы, бассейны, террасы слонов и прокаженного короля.

Осматриваем храм Та Кео

Последним в этот первый день осмотра комплекса посещаем знаменитый храм Та Пром  с гигантскими «шагающими» хлопковыми деревьями. Храм сильно разрушен временем и именно эти шагающие деревья придают ему особый шарм. Коля просто стремился увидеть это чудо. Оно впечатляет.

К закату не успели к храму Пре Руп, доехав только до озера Срахсранг, где и увидели последние лучи сегодняшнего солнца. Возвращаемся в отель, заехав в супермаркет.

Второй день в Ангкоре решили начать с посещения самого очаровательного храма Бантей Срей. Он находится далеко, около 28 км от отеля, поэтому едем на местном тук туке, это — мотоцикл с прицепом на 4 человека. Повозка выглядит стремно, но другой не нашли. На 8 человек как раз 2 повозки. Выезжаем в 7 утра.

Приезжаем как раз к открытию. Бентей Срей индуистский храм, посвященный Шиве, сделан из розового песчаника и в лучах солнца выглялит прекрасно. Он славится своей филигранной резьбой. Здесь есть, что посмотреть, хотя сам храм небольшой.

В рейтинге всех храмов Ангкора он — лидер по красоте и впечатлениям. Его называют розовым храмом и его посещение обязательно.

Долго наслаждаемся работой древних мастеров и отличной сохранностью резьбы по песчанику. Бантей Срей в прямом смысле не отпускает. Народа почти совсем нет, что особо приятно в сравнении с многолюдностью Ангкор Вата и Байoна.

Возвращаемся той же дорогой в отель. Выселяемся из номеров и едем опять на велосипедах досматривать неувиденное еще за 2 дня. Проезжаем основные, уже увиденные храмы, осматриваем храм Пре Руп, до которого вчера вечером немного не доехали.

Выезжаем через Ангкор Ват и фотографируемся на фоне храма Ангкор Ват у Радужного моста.

Возвращаемся в отель и ждем прибытия минивэна, он приезжает в 18-30. Загружаемся и в путь длиной в 500 км к Сиамскому заливу. Путь к морю занимает около 8 часов. В намеченной заранее точке на берегу Сиамского залива ма оказываемся около 2 часов ночи. Ставим палатки, купаемся в волшебном ночном море и спать.

С утра до заката солнца проводим время на песчаном берегу, иногда переполняя своими телами этот красивый залив.

К середине дня жара опять становится не выносимой и даже морская вода не охлаждает нас так, как вода – парное молоко. Вечер радует нас красивым закатом и возможностью искупаться в удовольствие.

Солнце зашло в море около 18-30 мы собрали свои вещи и ждем свой минивэн. Он приехал даже раньше, чем договаривались.

Погрузка и 200 км езды до междугороднего аэропорта Пномпеня. Разбираем велосипеды в аэровокзал на ночь не пускают и мы ждем своего часа на скамейках снаружи вместе с кусачими комарами. При регистрации только Леха не прошли тест на вес велосипеда (напомню 23 кг) остальным просто повезло. Перепаковался. Летим без дополнительных трат, все по нулям.

Поход по стране Камбоджа закончился. И он оказался разнообразным по полученным эмоциям. Жара — это минус, но в плюсе: великолепные храмы Ангкора, могучий Меконг, великолепный Сиамский залив и чувство встречи с неведомым.

Запись опубликована в рубрике Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий