Одиночное путешествие по Крыму.

Куда можно поехать,  если тебе вдруг привалила неделя отпуска? Недолго думая я решил, что — в Крым. Ведь последняя моя поездка туда была аж в мае 2005 году и при этом нам не так много удалось посмотреть. Поинтересовался стоимостью авиабилетов в Симферополь и на следующий день уже взял их по 9.300 руб. в оба конца  «Аэрофлотом».  План был простой: добраться до Феодосии и, посмотрев картины Айвазовского, двинуться в сторону Евпатории, чтобы искупаться в теплых водах Черного моря, а по пути полазить по горам.

 Высотный график велопохода по Крыму

 

Перелет из Шереметьево занял около 2 час 15 мин и уже в 5 с копейками утра я был на автобусной станции близ аэропорта. Большой автобус с багажным отделением для загрузки велосипеда пришлось ждать почти 3 часа  и еще 2 часа ехать до Феодосии.  Cобрав велосипед, я покатил к картинной галерее Айвазовского. На удивление, никакого ажиотажа при покупке билетов (200 руб.) не было и я спокойно побродил по пустынным залам постоянной выставки этого великого мориниста, получив огромное удовольствие от увиденного.

 Недалеко от галереи находится музей Грина, но туда я уже не пошел, решив что пришло время от духовной пищи перейти к материальной. В переулке обнаружилась приличная забегаловка, где на 300 руб. плотно заправился. Пора было и начать двигаться.  Проехав по набережной несколько км, посещаю генуэзской крепости старого города под стенами которой находится памятник А. Никитину, отметившемуся здесь во время возвращения из поездки за 3 моря.

В этой походе я решил по минимуму ехать по оживленным дорогам и при любой возможности уходить в горы. Дорога от Феодосии проходила через караимское кладбище с выходом на высоты, с которых открываются впечатляющие виды на Черное море. При этом лесная грунтовая дорога и открывающиеся виды располагали к созерцанию.

 

 Следующей точкой осмотра предполагалась Генуэзская крепость в Судаке, но в первый день достичь ее мне не удавалось и, посетив винный магазин в Коктебеле,

я ухожу на закрытую шлагбаумом дорогу в сторону моря, к перевалу Урбаш. Первые 45 км пути пройдены. У места стоянки запомнилось что пастух пасущий коз постоянно приговаривал им: «далеко не ходите» или «все идем домой».  Легкий ужин с чаем на примусе и в палатку. День  сегодня, как всегда насыщенный, но не столь трудный.

Постоянной  грунтовой дороги вдоль моря — нет и  приходится выходить на основную трассу.  Так я вьезжаю час к 10 в Судак (Кафа) и осматриваю старинную генуэзскую крепость 14 века.

Стены с бойницами впечатляют, построек внутри не сохранилось, но можно представить жизнь внутри ее стен в те века. На территории обнаружены различные находки с 6 века н.э. В 1475 году город захватили османы. Обед, закупка продуктов и воды, далее пытаюсь двигаться вдоль моря через заповедник Аю Даг. Уже на первом км подьема мне перекрывают дорогу лесники и не пускают далее. Приходится вернуться на основную дорогу и огибать заповедник справа. Уже вскоре ухожу с дороги по грунтовкам в горы основного крымского хребра передо мной вершины Биюк Оба и Улан кая.

Подьем — очень напряженный,

а сзади меня еще кто-то нагоняет и окликает. Приходится работать без остановки и вскоре я отрываюсь от преследователя.) Думаю, это был лесник.  Набираю высоту 790 м  по крутым лесным склонам, иногда, приходится  идти на пределе. На этом участке маршрут проходит по сплошному лесу и красивых открытых видов мало.

  Дорога — достаточно сырая и колеса наматывают грязь. Мне необходимо найти хорошее место стоянки и приходится двигаться . Ближе к началу спуска обнаруживается  пикниковое место и я встаю на ночевку. Есть костровое место, поэтому сегодня у меня костер. Красивый закат и пение птиц с наступлением темноты.

Стараюсь выехать пораньше.  Почти сразу начинается спуск к морю. Дорога – лесная, вполне приличная,  но из-за недостатка солнца в  густом лесу колеи заполнены водой или же трудно проезжей мокрой почвой. Иногда приходится слезать с вела и обходить эти препятствия. Проезжаю закрытый шлагбаум и примечаю две вывески, одна гласит: ”Осторожно  клещи, энцифалит опасен для вашей жизни»,  а  вторая – «Бей браконьера».

 Интересно, как они это представляют, наверное так:  увидел его и набил морду со словами не обижай братьев наших меньших. Вьезжаю в большое село Междуречье, за ним начинаются обширные поля виноградников, некоторые из них старые, а некоторые — недавно посаженные.

 

Впереди маячит еще не теплое Черное море.  Скоростной спуск, что может быть приятнее? Выхожу на трассу, в районе с. Морское,  которая на удивление неоживленная. Приятное синее море манит и я решаюсь окунуться, купание очень кратковременно, т.к. температура воды около 15 гр С. 

Рядом два мужичка ловят рыбу и я  после купания подхожу к ним, беседуем о чистоте на крымских пляжах и начале сезона. Дорога идет вдоль моря 5 км и потом ухолит в  горы, начинаются продолжительные подьемы. В горах впервые встречаю  татарские семьи, собирающие  чабрец .

Решаю и сам набрать душистой травы к чаю, ведь в зимние вечера  она  напомнит мне о Крыме.  С подьемов открываются прекрасные виды на море и горы. На обочинах дорог интересные указатели.

 Катится- в удовольствие. Населенных пунктов на этом участке мало, поэтому обедаю в Рыбачьем,  достойное заведение для этого нахожу в центре поселка. Здесь, хороший  вид на море и вкусный ассортимент блюд. Единственный минус — пива не предлагают, но это — дело поправимое.  В магазине беру  темное крымское. Классный обед с видом на море обошелся в 400 руб.  и это — того стоило. Отдыхающих-почти нет,  дороги свободны и я продолжаю движение в Алушту.  Начинается подьем и тут  замечаю, что  трафик увеличился, а несколько позже, уже к Алуште, силы меня начинают покидать, видимо измотали  подьемы.  В Алуште закупаюсь продуктами на день, с учетом завтрашнего ухода в горы. Из города идет подьем на основную трассу с  очень оживленным трафиком, ехать прямо скажем  неприятно. Через 4 км ухожу на тихую второстепенную дорогу, ведущую в с. Виноградное и начинаю поиск места ночевки.  Мне приглядывается дубовая рощица, в стороне от дороги, с ручейком по соседству. Ставлю палатку, развожу примус.  Сегодня накатал  85 км  и что-то сильно устал,  может быть это проблема третьего дня.

С утра продолжаю двигаться к с. Виноградное, проезжаю его и перед сьездом на основную трассу ухожу на лесную дорогу вверх в горы. Обхожу справа озеро и, заброшенными лесными дорожками поднимаюсь на основной Крымский хребет.

Надо сказать, что перед озером приходится пройти через закрытые шлагбаумы Ялтинского горного лесного заповедника. И пока не так жарко и не наступил пожароопасный период пробраться туда не так сложно. Дороги на подьеме — очень круты и иногда трудно-проходимы, даже в пешем строю, приходится втаскивать велосипед.

Делаю продолжительный отдых на склоне. Основной подьем идет с высоты 300м  до 1200м, где выхожу на плато,  это — Бубаган яйла. Открываются красивые виды и наконец-то можно ехать.

Каменистая дорога, буйство цветущих трав и тишина и я на высоте 1300 м. Все это завораживает и ты забываешь о 4 часах, что тащил велосипед по очень крутым и трудно проходимым склонам.

 На одном из красивых мест решаю остановиться и устроить обед, воду топлю из снега.

Конец мая жара и снег. Впечатляет. Готовлю чай, а сам иду искать точку приема для МТСа, что бы позвонить в Москву. Вскоре мне это удается. Пью чай и наслаждаюсь тишиной заповедных мест.  Впереди еще небольшой, но крутой подьем. Нереальные виды! 

Останавливаюсь у стекающего со снежника ручья. Проезжаю всего в 1 км от самой высокой вершины Крыма — г. Роман Кош (1537м) и ухожу к Гурзуфскому седлу. Опять потрясающие виды с высоты 1490 м.

Начинаю спуск в сторону моря и уже через 700 м спуска от него нахожу хорошую поляну с костровищем  и родником чуть в стороне, метрах в 400. 

Устраиваюсь на ночевку.

Продолжаю спуск по лесной дороге в Гурзуф. Когда за деревьями появляются просветы, передо мной открываются красивые виды на прибрежную полосу и бесконечное Черное море, своей синевой плавно переходящее  в голубое небо. Дорога же достаточно круто спускается с отвесных склонов Крымского хребта. Иногда, приходится переезжать обширные мокрые участки лесной дороги,  серпантинами спускающейся круто вниз. Хочу отметить, что за часть вчерашнего и сегодняшнего дня мне так и не удалось повстречать ни одной машины и даже человека.  Дикий заповедник и только ты посреди него. Проскакиваю кордон лесника, как и ранее меня встречает лай собак, люди — где то в глубине. Вскоре начинается асфальт и какие-то строения.  Выезжаю на Южнобережное шоссе, недалеко от Гурзуфа и двигаюсь по нему к Никитскому ботаническому саду,  мне хочется посмотреть его. Через 4 км ухожу на спуск к морю и подьезжаю к основному входу в парк. Билет в сад обходится 300 рублей.

Сразу скажу, большого впечатления эта прогулка на меня не произвела, ведь более дивные места я видел в горах.

Здесь красиво и познавательно, хорошо ходить отдыхающим с детьми и дивиться,  например, таким надписям: «Земляничник крупноплодный» или «Дуб пробковый» или «Мушмула».  В общем есть что посмотреть в этом богатом на разнообразие ботаническом саду. По выходу из НБС понимаю, что неплохо было бы и пообедать, местная женщина рекомендует мне кафе в Ялте на овощном рынке. Продолжаю движение прибрежной дорогой с малым трафиком, не поднимаясь на основную трассу. Рынок расположился в центре Ялты, на нем полно продавцов и покупателей, но цены  кусаются.

Нахожу кафешку и делаю заказ с пивом, вскоре убеждаюсь, что не зря сюда приехал. Борщ — очень наваристый, плов с хорошими кусками мяса и сочный и все это под пивко…  Спускаюсь по основной улице к проминаду, на берегу моря. Народа — пока мало,  никто не купается.  Я же, немного помедитировав у воды,  продолжаю движение сначала к Ливадийскому дворцу, без его посещения,

а потом направляюсь в сторону Воронцовского дворца. Его-то как раз мне хотелось посмотреть, но сегодня уже не успеваю. Присматриваю место ночевки невдалеке от него. Это —  Мисхорский парк.  Подойти к морю или встать на ночевку в этих местах — большая проблема. Все побережье застроено пансионатами и гостиницами. Ищу выход на открытый городской пляж и через небольшую калитку попадаю на него. Купаюсь, вода холодная гр. 16,  но зато очень прозрачная.

Присматриваю подходящее место и, дождавшись темноты, ставлю палатку. Недалеко работают украинцы, подготавливая строения к сезону. Подхожу к ним, когда они заканчивают, они ловят на пустой крючок мелкую скумбрию. Ребята жалуются, что вскоре, с открытием сезона, работы не будет. Тишина для отдыхающих. Уже расположившись в палатке, часов в 10, меня будет смотритель парка. Короткий разговор и он разрешает мне остаться здесь до утра.

После купания и завтрака, быстрые сборы и через 3 км я — у Воронцовского дворца. Билет как всегда 300 руб. Оставляю велосипед в камере хранения и иду с экскурсией.  Это — один из богатых и интересных дворцов Крыма. Здесь есть, что посмотреть, например: отделку стен в некоторых помещениях, под лепнину, делали аж 3 года. В помещениях и на стенах размещены оригинальные произведения искусства 19 века итальянских мастеров. Чего стоит только скульптура девочки Квинтилиана  Корилини  — мало известного скульптора, но как он работал с мрамором.

 или спящий лев  Джованни Бонанни,  высеченный им из краррарского мрамора.  Этого льва Рузвельт просил у Сталина в подарок, на что вождь сказал: «Он не принадлежит мне, он принадлежит народу».

Сам  дворец был заказан графом М.Воронцовым и архитектор Эдвард Блор  создал  проект дворца,  выдерженный в стиле Тюдор, столь популярном в Англии XVI века.

Уже выстроенный, он гармонирует с массивом Ай-Петри, являясь как бы его продолжением в камне диабаз. Смотрится дворец очень мощно и в то же время достаточно грациозно. Лучшая достопримечательность моего похода! Фото на фоне горы Ай Петри.

  Возвращаюсь обратно от дворца и поднимаюсь на основное Южнобережное шоссе. Вспоминаю, что еще не закупился продуктами, а впереди — Ай Петринская яйла. На шоссе, в магазине при заправке, затариваюсь и пью кофе. Сразу ухожу на второстепенное Севастопольское шоссе и немного далее уже на Еврейскую тропу, на сам Крымский хребет. Дорога красивая, много открытых мест и в основном каменистая. Проезжаю шлагбаум,

обьезжаю кордон лесника у озера и круто вздираюсь на склоны гор.

Иногда можно ехать, но в основном веду велосипед, вернее вталкиваю. Много сухих деревьев, возможно, от прошлого пожара. Выхожу на так называемую тропу Жидовского, это — приличная горная дорога.

На встречу мне проезжают две машины с лесниками  и не обращают на меня никакого внимания. Иду вперед, иногда останавливаясь отдохнуть и сделать красивое фото. Надо мной  нависают крутые скалы Крымских гор.

Еще немного и выхожу на плато.  Это — Ай Петринская яйла. По изначальному плану хотел далее двигаться в сторону Балаклавы, но наверху не обнаружил ни одной дороги в ту сторону, только тропы. Решаю ехать в сторону Ай Петринской дороги, идущей с перевала. Виды красивые.

Постоянные указатели: «Ялтинский заповедник» или «Движение запрещено,  впереди шипы».  Отступать не хочется, еду вперед.  Тишина и девственная красота.  Двигаюсь по приличной грунтовой дороге, впереди маячат шарообразные купола РЛС, но мне туда не надо.  Колея идет одна, никуда не ответвляясь. Вижу кордон лесника, ищу обходную дорогу и обьезжаю кордон:  зачем мне лишние расспросы и проблемы. Удаляясь лесной дорожкой,

слышу лай собак — их то не обманешь. В дальнейшем дорога идет по лесу, сначала – сухая, а на спуске из за плохой освещенности уже мокрая. В лесу даже мрачновато. Впереди забор с закрытыми воротами и надписью «ключ у лесника»  и опять кордон с собакой.  Обхожу  забор слева и нахожу проход на нужную дорогу. Спускаюсь по каменистому ущелью.  Солнце не проходит сквозь густую растительность,  поэтому в лесу сыровато и мрачновато.

Понимаю, что пора искать место ночевки, т.к.  спуститься вниз к Большому каньону не успеваю. Нахожу ответвление от дороги и встаю на приличном костровом месте. Быстро ставлю палатку и делаю чай. Высота над уровнем моря примерно 700м.  Сегодня удалось пересечь Крымский хребет через Ай Петринскую яйлу.

Продолжаю с утра спуск. Дорога немного сырая и приходится постоянно перемешаться в поисках более сухого пространства. 

Внизу, уже у основной дороги, втыкаюсь в шлагбаум, обьезжаю его и слышу опять лай собак. Добавляю скорости и вот я уже на дороге рядом с Большим каньоном. Всюду масса информационных щитов, но людей пока нет. Решаю не тратить время на посещение каньона (хотя может и зря) и спускаться в Соколиное и затем в Бахчисарай. Дорога с Ай Петри оказалась не очень оживленной, по крайней мере до c. Куйбышево. По дороге любовался  открывшимся каньоном в районе М. Садовое а затем маковыми полями. Красота – не передаваемая, когда море маков колышется на ветру.

Получил огромное удовольствие от увиденного.  Выезжаю на основную дорогу (надо было обойти ее, взяв правее) и к обеду я в г. Бахчисарай

и, хотя его не было в моих планах, решаю заехать и взглянуть на Бахчисарайский ханский дворец.

Здесь ранее я уже бывал раза 2, поэтому сьэкономленный 300 руб. трачу на хороший обед в кафе Оливе. Очень вкусный лагман с греческим салатом и пивом обходится мне в 450 руб.

Сегодня надо доехать до Евпатории, а это – немало. Встаю на колесо и относительно тихими дорогами, сквозь поля маков, двигаюсь в сторону моря.

Катится хорошо, ведь дорога в основном ровная. По возможности, срезаю зигзаги, уходя на полевые дорожки. Перед Саками останавливаюсь у прицепа местного деда. Разговорились с ним о жизни, он рассказал много интересного, в том числе, как работал на стройках курортной зоны Евпатории.

Напоследок купил у него самодельного крымского конька. До выхода на трассу Симферополь – Евпатория (с. Чеботарка) дорога радовала меня слабым трафиком, на трассе же все изменилось: сразу понимаешь, что летний сезон начинается. Решил не вьезжать в Евпаторию сегодня, а остановиться перед городом.  Закупившись продуктами, нашел приемлемое место недалеко от ж.д. станции «Солнышко», здесь на берегу уже кто-то стоял с палаткой. Дует сильный боковой ветер и он уносит все, что оставляешь на берегу. Не успел отвлечься, как пропала сидушка. Море сегодня совсем не для купания, сильная волна нагоняет всякую муть. Cтавлю палатку и делаю свой легкий ужин. Красивый закат радует.

Сегодня я проехал 118 км,  торопился к морю.

Купаюсь и выезжаю в Евпаторию, примерно через 1 км памятник Евпаторийскому десанту, а чуть далее, на вьезде в город, эмблема Евпатории, здесь я узнаю, что городу 2500 лет.

Сегодня заканчиваю активную часть маршрута, поэтому еду к автостанции и закупаю билет на завтра до Севастополя. Билет стоит около 160 руб. и 30 руб. багаж. Осматриваю город, посещаю городской пляж и обедаю.

Потом решаю заехать на рынок купить черешни, здесь она 170-220 руб. Та, что по 220-ть- вкуснейшая, не оторвешься. Решаю заночевать на новом месте за городом, но мест, где можно поставить  палатку очень мало. Нахожу его за новым спортивно-культурным центром. Бросаю вещи и знакомлюсь с одиноким байкером, так же как и я путешествующем по Крыму. Он — из Белгорода. Проводим с ним остаток дня, купаемся и делимся впечатлениями от предыдущих поездок.

День сегодня — отличный: море спокойное, вода теплая, о чем говорит и то, что дети из соседних пионерских лагерей уже во всю купаются.

Завтракаю, прощаюсь с Олегом и еду на автостанцию. У меня еще есть запас времени до 8-40 и я закупаюсь черешней. В автобус кладу полуразобранный велосипед и через 2 часа уже выхожу из него в северной части Севастополя, у парома. Паром — платный 20 руб. с человека и 65 с велосипеда. Вот с…  В Севастополе меня интересуют 2 места: Севастопольская панорама 1854-1855 гг и Херсонес. Но сначала еду к жел.дор. вокзалу и покупаю билет в Симферополь. Теперь до 17-55 — свободен. Поднимаюсь к Севастопольской панораме, беру билет и с удовольствием осматриваю экспозицию. Цена 300 руб.

Оказывается в 1941 году одна из бомб попала в здание и было утеряно 30 % полотна. После войны, к юбилею сражения, было решено не реставрировать полотно, а воссоздать его заново. Несколько лет лучшие художники рисовали его и восстанавливали передний план. Впечатляет масштаб сражения.  Далее еду в Херсонес, это — достаточно далеко. Посещение бесплатное. История города — очень богатая. Cначала греки построили здесь морской порт на месте торговых путей с театрами для развлечений, потом пришли римляне и в амфитеатрах  устроили гладиаторские бои. Все здесь пропитано событиями 4-х тысяч лет.

В 988 году здесь в одном из храмов крестился князь Владимир и на этом месте, совсем недавно, построен Владимирский собор. А какие здесь виды на Черное море, сразу становится понятно, почему здесь основан город.  По дороге на вокзал пью прекрасный кофе в арт-кафе «Я хочу кофе» и еду электричкой в Симферополь. Вокзал находится недалеко от аэропорта, км в 8-ми. Располагаюсь на ночевку так, чтобы завтра в 10 час. быть уже у стойки регистрации. Рядом взлетают самолеты, но мне они не мешают, я вспоминаю прекрасный поход по Крыму, который внезапно воплотился в жизнь.

Арабатская стрелка. Прощание с Крымом.

На следующий день Москва встречала меня … холодной погодой, но на душе было тепло от прекрасных впечатлений велосипедного похода.

 

Запись опубликована в рубрике Новости, Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий