Небольшой отчет о походе по Азербайджану, май 2019г.

Когда то наступает такое время, что хочется вернуться в годы молодости. Одним из таких моментов жизни стал период службы в Бакинском округе ПВО. Было это — 40 лет назад. Меня потянуло туда, посмотреть неувиденные тогда места Азербайджана и конечно вспомнить годы службы. Один я как то не хотел туда ехать и по привычке взял с собой велосипед. Он то и помог мне увидеть за 11 дней майских праздников всю палитру мест этой страны. А посмотреть было на что. Нефтяные вышки  Апшеронского полуострова, как и прежде качают нефть. Это — легко извлекаемая нефть, но почему то на бензоколонках стоимость бензина марки 92 равна 0,90 маната или около 35 рублей.

Путешествие состояло из двух участков Баку – Аляты, где я и служил и Щеки – Баку,  где я двигался вдоль Кавказского хребта и по зеленым склонам гор. Первый участок по времени продолжался 2 дня с протяженностью 175 км. Выехав в 5 часов из аэропорта Г. Алиева по не очень уютному шоссе, вскоре оказался в центре Баку. Утренние часы в этом городе не произвели на меня никакого впечатления. Город оказался пуст.

 

Пройдя по старому городу, и посмотрев Девичью башню и место «Черт побери», я решил двигаться вперед. Около 12 часов дня, оказавшись на дальних окраинах города, здесь, на Биби-Айбатском месторождении вблизи Баку, в 1846 году  была установлена первая нефтяная скважина, которая более чем на десятилетие опередила первую скважину  США. С этим событием связывают начало современной нефтяной промышленности. Решил задержаться в этом месте и пообедать в разрекламированном рыбном ресторанчике. Меню разнообразное, но дорогое. Выбрал кефаль, пиво и салат. Шиканул на 1000 руб.

Мое движение продолжалось по очень оживленному шоссе, в виду отсутствия другой второстепенной дороги. Моими целями были: наскальные рисунки Гобустана, грязевые вулканы и место былой службы. В первый день движения мне удалось, проехав 115 км по трассе, остановиться не ночлег недалеко от Гобустана. Уже утром второго дня я был у ворот заповедника. Пришлось подождать до 10 час. — времени открытия. Время коротали вместе с байкерами их Москвы.

Они рассказали, о том как пытались проехать в Грузию в составе Ночных волков под эгидой дня Победы, но были развернуты грузинскими пограничниками. Все байкеры разьехались в разные стороны, ребята же оказались в Дагестане, а потом сюда с намерением вьехать в Грузию с этой стороны. Вместе вспомнили свои путешествия и приятные встречи на дорогах. Небольшой подьем к скалистым горам. Покупаю билет за10 манат на вход в музей и к самим рисункам. Коллекция наскальных рисунков здесь богатая, но показывают лишь ее малую часть и чего то экстра ординарного в увиденном я не нашел. Человечки и животные вот и все что пытался отправить в нашу эпоху древний человек 20000 лет назад.

Здесь было их жилье на протяжении многих тысячелетий, здесь они охотились и рассказали нам об этом в рисунках. Среди экскурсантов много туристов из России. Из Гобустана направляюсь на поиски места службы. Проще всего было бы его найти со стороны Алят, но я решил заехать со стороны гор и заодно посмотреть грязевые вулканы. Ухожу на грунтовые, глинистые дороги. Хорошо, что нет дождя. Тишина, только редкие кошары с собаками, да невысокие, пока еще зеленые горки. Выхожу на дальние грязевые вулканы, осматриваю их.

Двигаюсь, пытаясь нащупать нужную дорогу, и лишь с вершины холма узнаю ту дорогу, по которой почти 2 года поднимался и спускался. По пути втречаю огромную отару овец и с трудом проезжаю ее, ожидая нападения собак. Подьезжаю к кошаре и беседую с хозяином. На вопрос: сколько у него овец?

  • 400 здесь и 600 на другом пастбище.
  • Ну, вы, наверное, баранину едите 3 раза в день.
  • Нет, мясо плохо для сердца, а у меня оно больное.

Я подумал: наверное обьелся бараниной в прошлые годы.

Спрашиваю о воинской части впереди на холме. Подтверждает да, была, но сейчас ее нет. Поднимаюсь на высоту 200м и нахожу разобранную до фундамента казарму, антенна отсутствует, бункер под аппаратуру остался, но конечно же пуст.

                                                                 Фото 1980 г на месте, где я стою на предыдущем фото/

Вспоминаю годы службы. С точки открывается прекрасный вид на горы и Каспийское море. Что то накатило…

Дальше двигаюсь по грунтовке. Проезжаю небольшие грязевые вулканы. Ухожу вправо с крутым спуском в сторону трассы. Эта дорога уводит меня опять к Гобустану и далее мне приходится ехать по трассе до Алят.

Следующий день у меня весь в транзите. Еду с пересадкой до Евлаха, только оттуда идут большие автобусы под мой багаж. К вечеру добираюсь до начала второго участка путешествия известного селения Щеки. Здесь много интересных мест, но из осмотр я оставляю на завтра.  Выезжаю за селение, в сторону албанской церкви, и встаю на ночевку в прекрасном саду. Поют птицы, бегают зайцы, вид на горы — прекрасен.

С утра погода подпортилась, облачно. Подьезжаю к албанской церкви.  Она построена в 1-5 века нашей эры и сначала  бала христианской, а с 7 века стала мусульманской. Эти места издавна заселяли албанцы, пришедшие из Дагестана.(?) Здесь был Тур Хейердал, исследуя переселения викингов (оказывается и они бывали здесь). Уже в Щеки начинается небольшой дождик. Узнаю у местных, где можно вкусно покушать. Мне рекомендуют отличный ресторанчик Chalabi Xan, он красив внешне и здесь прекрасно готовят.

Chalabi Xan — очень популярное место вечером. Знакомлюсь с местными завсегдатаями Один из них торгует драгоценностями и он среди них за главного: ведет разговор и угощает меня коньяком. Очень приятные люди, вспоминаем былые годы в Cоюзе, рассказывают о жизни селения Щеки. Расстаюсь и еду осматривать Щеки.  На моем пути: дом щекинских ханов с росписью внутренних помещений, караван сарай на месте караванных путей и шахский дворец.

Дворец это – главное. Он построен около 500 лет назад и красиво расписан арабскими художниками.  Техника изготовления красок утеряна, так как была семейной тайной  и передавалась только от отца к сыну. Место красивое и стоящее к осмотру.

Рядом с дворцом — две огромные чинары времен постройки. Немного побродив по территории и, подзарядив девайсы, отправляюсь в путь пока по приличной и слабо оживленной дороге. Дождик вскоре заканчивается и вторую половину дня я качу вдоль Кавказского хребта, минуя Габалу. Где-то вдали на горе просматривается известная Габалинская РЛС, оставленная Россией совсем недавно. Устраиваю ночевку на берегу чистой речки, перебродив ее. Противопоположный берег явно более чист и красив для стоянки. Стираюсь и моюсь, пока готовится супчик и чай на ужин. Следующий день продолжаю движение в сторону Исмаиллы по треку. Из приятных воспоминаний — обед в каком-то парке, где местное студенчество устроило посиделки на природу с плясками в стиле а-ля Азербайджан.

Поснимал, а заодно и перекусил. К вечеру в Исмаиллы заглянул в калоритную чайхану, где местные проводят досуг, играя в домино.

Разговорился с местным.

 — как хорошо, что встретил тебя, а то русский стал забывать.

Местных завсегдатаев назвал тунеядцами (в шутку) и порекомендовал не ехать сегодня в горы: ожидается дождь. Но когда дождь нас останавливал? До поворота с трассы в горы — 8 км и сразу за поворотом меня накрывает ливень Промокнув, прячусь на автобусной остановке. По мере окончания дождя ищу место для ночлега. Встаю на хорошей обзорной поляне, вскоре меня окружают бараны и козлы.

Козлы умнее и наглее лезут в палатку и в рюкзак.

Вечер выдался отличный. По утру продолжаю двигаться вверх к селению Лагич. Местность открывается горная с достаточно узкими ущельями и красивыми выходами скальных пород. Где-то здесь проходила старая Николаевская дорога и говорят, что остались подпорные стены на слонах гор. Виды, правда, впечатляют. По пути, в одном из селений, встречаю торговцев лепешками, женщина тут же их выпекает, смазывая маслом. В готовом виде они очень привлекательны и вкусны. Купил одну за 1 манат (37 рублей).

Вьезжаю в Лагич. Это селение славится своими кузнецами и гончарами. Оно сначала было сведено почти на нет, а сейчас к нему провели асфальтовую дорогу и пытаются распиарить, как что-то необыкновенное. Да, здесь осталась одна основная улица со старыми домами, заполненная сувенирными лавками.

Есть, что посмотреть, но в общем-то ничего особенного. Посидел в чайной с доминошниками, попил чайку. Купил в подарок очень оригинальную керамическую сахарницу в виде граната. После обеда двинулся дальше в горы, ожидая встречи с плохой дорогой на перевал, но оказалось, что года 3 назад ее заасфальтировали прямо до Шемахи. Еду постоянно в гору, виды так себе. Иногда приходится сойти с велосипеда, так круто. Машин вообще нет. Взбираюсь на перевал 2070м, с которого  открываются вида не снежную самую высокую вершину Азербайджана – Базардюзю.

Её высота составляет 4466 метров над уровнем моря, которая одновременно является и полюсом холода этой страны. Дует сильный ветер, на перевале — холодно. Решаю сразу спускаться вниз, катится классно, скорость под 60 км.час. Вьезжаю в какой-то городок мастеров Я что-то подмерз и, поэтому решаю посидеть в чайхане. Оказывается, дорогое удовольствие: литр чая с  варением из молодых грецких орехов 10 манат (370 руб) (в Москве бывает правда и дороже).

Вчера, в воскресенье, говорят, был наплыв народа, сегодня – почти никого. Начинается подьем к Шемахинской обсерватории. Шары обсерватории какие-то маленькие зато недалеко несколько огромных дворцов толи отели, толи правительственные резиденции. Проезжаю мимо и начинаю поиск места ночлега. Нахожу, как обычно, зеленое, тихое местечко, расслабляюсь пивом и готовлю ужин. Утром проехав около 8 км ухожу влево с основной дороги ведущей в Шемахи. Вскоре вьезжаю в большое селение Quzmeydam, в котором и заканчивается хорошая дорога. Проезжаю селение и спускаюсь по плохой грунтовой дороге круто вниз, к реке.

Двигаюсь вдоль реки вверх по течению, один раз пересекая ее русло. Впереди небольшое селение. Иду по треку вдоль реки с едва просматриваемой колеей. Через несколько км ухожу в правое русло и еду вверх по грунту. Красивые пейзажи, вокруг все цветет. Вскоре начинается самый дикий участок пути. Видно, что машины здесь ходят очень редко и уж точно не легковые.

Дорога идет по руслу реки, прямо по воде, выходя из него и снова возвращаясь. Так продолжается км 5-7. Впереди на открытой долине, где пасется отара и перевал. Спуск красив и идет по разбитой дороге, петляя через лес.

Постепенно спускаюсь в cеление Xaltan, здесь беру пива Falker и опять двигаюсь к перевалу 1600м. Встаю в 5 км за селениием Xaltan . Небольшая история, произошедшая здесь. Оставил велосипед и пошел искать место с водой. По возвращении вижу у велосипеда пастуха. Спрашиваю, как тут с водой. Речка в данном месте уже не течет, а сочится под глинистым песком. Он показывает мне пластиковую бутылку

 — да вот я только что из ямки набрал воды, она хорошая, только немного соленая, надо чтобы отстоялась.

Коровы и бараны тут правда ходят (и гадят). В общем я решил найти исток воды раскопал яму, как можно в стороне от следов животных и прокипятил ее. Стоянка была, как всегда, хороша: вокруг зелено и птицы поют. Еще км 10 до перевала с красивыми видами. От Куанокента еду по асфальту. Перед селением Тангеалти — узкое ущелье. По хорошей дороге, да еще вниз, проскакиваю свой поворот на Сабетлар. Приходится возвращаться. За мостом через реку щебеночная лесистая дорога на селение Cici.  Проезжаю его, ухожу на плохенькую местами лесовозную дорогу, ехать невозможно она не только крута но и очень разбита.

Кругом буковый лес, солнце не пробивается сквозь растительность. Воды нет, но вдоль дороги по полипропиленовым трубам она течет. Дело к вечеру, очень устал, ищу подходящее для ночлега место с водой. В 3 км от перевала нахожу открытую воду и встаю в лесу. Тихо и дико.  На следующий день по началу — опять плохая дорога, но недолго. Спуск идет по несомненно лучшей дороге, чем подьем. Все время еду. Встречаю удивленного местного с сребенком. Кругом лесистые склона и хорошая грунтовая дорога.

Двигаюсь в направлении селения Galaalti. Перед селением начинается асфальт. Продолжаю двигаться по асфальту до селения Dag Gushchi, где закупаюсь на ужин и завтрак. Впереди Yuhari Elez и грунтовая дорога на грунтовый перевал. Уже устал, поэтому иногда иду пешком. С перевала открывается прекрасный вид на горы и дорогу, спуск очень крут. Уклон около 20%. На Maps my трек не прокладывается и для авто дает обьезд км в 70. Не всякая машина взберется на этот перевал. Спускаюсь, тормозя обеими тормозами и ногой.

Внизу решаю встать на открытом склоне, у ручья. Здесь уже растительности почти нет. Красивое место. Завтра мне надо доехать до Сумгаита и решать ехать ли по трассе в Баку.

Утром мимо моей палатки прогнали отару овец, пастухи не потревожили меня. Но позже они уже тут, по русcки не говорят. Общаемся жестами, при этом везде пытаются заглянуть, все потрогать.

Забавные ребята. Собираюсь и выезжаю. Через несколько км движения по пересеченке, переехав речку, выхожу на хороший асфальт  поднимаюсь в селение Xizi. Здесь наблюдаю скопление народа, у какого-то памятника. Сначала подумал Ленина, оказалось Гейдара Алиева в полный рост. У него сегодня, 10 мая, день рождения и все возлагают цветы. Труженики, военные и чиновники.

Спрашиваю: можно ли сделать фото? Говорят: нет. Но я то турист — не послушный… Начинается спуск к морю. Пейзажи – скучные: голые, глинистые горы. Из впечатлений встреча со сворой собак при проезде кошары. Их набежало 6 с очень злыми рожами, все лают и пытаются укусить, но боятся. В данном случае главное — не показать страха перед ними. Минут 5 боролся с ними, насилу оторвался, но км через 3 встретился с такой же компанией злобных собак. Я был уже с палкой. Опять отбился. Далее без прикчлючений вьехал в поселок Gilezi. Здесь решил не ехать по шоссе в Баку и сел в автобус до Сумгаита, Ехали около часа на маленьком автобусе, беседовали с местными о жизни. Они жалуются на дороговизну жизни и говорят, что вся нефть идет в карманы богатеев. Везде все одинаково! За 50 км пути с меня взяли 1,1 манат (50 руб). Решаю посмотреть недавно отстроенную набережную. Холодный, северный ветер. Не то что, не искупаешься, куртку пришлось одевать. Обедаю в рекомендованном кафе «Мать и дитя». Очень вкусно и дешево. Закупаюсь продуктами на выезде из города и ищу место стоянки. Здесь с этим плохо, леса нет, все заселено. Встаю в стороне от дороги, под финиковым деревом.  Рано утром небольшой дождик, потом опять солнце. Вьезжаю в Баку. Еду в центр, в хостел Amsterdam. Решаю переночевать цивильно и посмотреть город. Цена проживания — 9 долларов. Располагаюсь, привожу себя в порядок и иду в старый город. Осматриваю приморский парк, дом Исламмия, старую крепость.

Ужинаю в центре в дешевом кафе, рекомендованном местными. Трачу последние манаты на сувениры и подарки, оставив 2 маната на автобус до аэропорта (по трассе ехать не хочу). Утром подьезжаю к жел. дор. вокзалу, оттуда каждые пол часа идут огромные автобусы в аэропорт. Цена билета 1,3 маната (по карточке). В 8 час я уже в аэропорту, без пробемм  прохожу регистрацию и бесплатно сдаю велосипед. В самолете хорошо кормят и вино наливают.  Все удалось и все намеченные цели выполнены. Азербайджан — достойное место для путешествия.

Запись опубликована в рубрике Новости, Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий