Томас Кук. Человек, придумавший туризм.

Вопрос "кто придумал туризм?" может вызвать недоумение. Туристические путешествия сейчас кажутся настолько естественными, они настолько органично вплелись в нашу жизнь, что вопрос об их изобретателе сродни такому, например, как "кто придумал работать?" Ну действительно, разве может быть у туризма первооткрыватель, ведь путешествовать по миру – это так естественно и тут ничего не нужно придумывать.

Однако же у отрасли, которая по доходам уступает разве что добывающей промышленности (а для некоторых стран и вовсе является главной), есть свой основоположник, своя "икона" туризма. Человек, который в далеком XIX веке придумал и первый туристический тур, и первую организованную поездку, первую экскурсию и первый пансион. Имя этого человека Томас Кук, он уроженец центральной Англии.

Изобретатель туризма Томас Кук/ © chaslaupiastsiuk.com

Изобретатель туризма Томас Кук/ © chaslaupiastsiuk.com

Пьянству – бой, копейку – в дом!

Родился Томас Кук в 1808 году в городке Мелборн в графстве Дербишир. Отец мальчика умер, когда тому не было и трех лет. Отчим был человеком набожным и когда Томасу исполнилось 8 лет, отдал его в школу при местном монастыре. В 17 Кук принял крещение и стал полноправным членом церкви баптистов. Занимался он тем, что ходил по деревням и проповедовал жителям, неся им свет веры. За это парень получал небольшую зарплату в церкви в количестве 10 шиллингов в неделю, чем очень сильно гордился.

 

В 1830 году он женился, у пары родилась дочка и миссионерских денег перестало хватать на жизнь. Тогда Томас устроился плотником, но проповедовать не бросил. Наоборот, он стал обучать юных прихожан в воскресной школе. Еще одним приложением его сил была борьба с пьянством. Делал Томас Кук это бесплатно, но с огромным моральным удовлетворением.

В ту пору в Англии пьянство действительно было настоящим бичом общества. Английское правительство чтобы противостоять импорту дешевого иностранного бренди, разрешило перегонку спирта на дому. Стоило самодельное пойло очень дешево и лилось рекой в каждом трактире. Типичные рекламные вывески на них гласили:

"Пьян — за пенни; мертвецки пьян — за двухпенсовик; чистая солома — бесплатно"

Глядя на спаивание простого народа Кук испытывал благородное негодование и не жалел своего красноречия. При его содействии в округе стали открываться общества трезвости, в которые силами ораторского таланта молодого проповедника вступало все больше и больше людей. В 1839 году общество стало издавать свой журнал, у Кука появились последователи и ученики. Но все равно деятельный миссионер считал, что его усилий для искоренения пьянства недостаточно.

События тех лет получили в Англии название "эпидемия джина"/ © pikabu.ru

События тех лет получили в Англии название "эпидемия джина"/ © pikabu.ru

Прокатиться с ветерком

В 1840 году в Англии открылась железнодорожная ветка, связавшая города Дерби и Рагби. Была железная дорога в ту пору невиданной диковинкой – обыватели толпами шли смотреть на паровозы, рельсы и вагоны, с восхищением качали головами, но прокатиться на "адской машине" отказывались – и дорого и страшно.

И тут Томас Кук неожиданно понял, как ему можно использовать технический прогресс. Он решил отвезти членов местного общества трезвости на съезд в соседний город. И не на конных экипажах (что было тогда единственным междугородним средством передвижения), а на поезде. Он договорился с местным железнодорожным обществом, оплатил поездку 500 своим соратникам (получив при этом существенную скидку), предварительно съездил в город Лафборо, где намечалась встреча и условился об организации питания и проведении митинга. Кроме этого Кук напечатал рекламные плакаты и буклеты. В общем проповедник подошел к делу очень ответственно.

День 5 июля 1841 года можно с полным правом считать днем рождения туризма. В 11 часов утра 570 членов общества трезвости погрузились в 9 открытых вагонов и под звуки духового оркестра отбыли со станции Лейстер в соседний Лафборо. Ехать было недолго, про прямой между этими городками было 12 километров, но эта поездка произвела на "трезвенников" неизгладимое впечатление. Ехали все стоя, держась друг за друга и за края открытых вагонов. Но неудобство компенсировала скорость и ощущение причастности к техническому прогрессу. Приехав в Лафборо поборники трезвости провели трехчасовой митинг, отобедали сандвичами с чаем и поучаствовали в культурной программе, которая включала в себя крикет и танцы. Назад все вернулись к 11 вечера – вся станция была заполнена горожанами, которые ждали возвращения своих земляков.

Поездка общества трезвости Кука считается первым организованным туром в истории*/ © Thomas Cook archive

Поездка общества трезвости Кука считается первым организованным туром в истории*/ © Thomas Cook archive

Успех первой акции вдохновил Кука на новые подвиги – уже вскоре им была организована вторая экскурсия уже не для трезвенников, а для всех желающих. Стоимость билета была очень демократичной – шиллинг для взрослого и 6 пенсов для ребенка. Экономически это были невыгодные предприятия – дохода они не приносили ни Куку, ни железной дороге. Но ж/д администрация таким образом привлекали внимание к новому средству передвижения, а Кук просто работал за идею – ему нравилось доставлять людям удовольствие и его привлекали новые горизонты и новые возможности.

Весь мир под козырьком ладони

А их открывалось немало. Уже в 1845 году экскурсии, организованные Куком стали регулярными. Лозунг, придуманный им "Железные дороги для миллионов!" украшал витрины пабов, магазинов и общественные здания. Железные дороги за столь масштабную популяризацию предоставляли Куку скидки, что позволяло привлекать к путешествиям людей даже с самыми ограниченными финансовыми возможностями.

Год спустя он стал организованно вывозить людей в Шотландию и Уэльс. Предварительно Кук договаривался с отелями и гостиницами о заселении, ночлеге и завтраке для своих подопечных. Не забывал он и о культурной программе – перед каждой поездкой лично изучал все достопримечательности маршрута, а потом красочно их описывал в рекламном буклете.

Туристы Томаса Кука в Египте/ © vokrugsveta.ru

Туристы Томаса Кука в Египте/ © vokrugsveta.ru

Энергия Кука была поистине поразительной. Ему удалось уговорить несколько крупных английских землевладельцев открыть свои старинные замки для посещения – туристические поездки в эти места имели небывалый успех. Одновременно он договорился с профсоюзами об отчислении рабочими ежемесячно небольшой суммы денег в кассу. А взамен по истечению года рабочий получал туристическую путевку в Лондон на торгово-промышленную выставку. Благодаря этому ее посетили 165 тысяч человек.

В 1855 году Кук впервые организовал для туристов поездку в Париж. Здесь он предусмотрел все. Заранее несколько раз лично проехался по всему маршруту, договорился о скидке с судовладельцами, подписал контракты с французскими гидами, отельерами, рестораторами, издал несколько красочных буклетов и путеводителей. Итог закономерен – ошеломляющий успех!

В 1865 году он открыл для соотечественников Новый Свет, а для американцев – родину их предков. В 1868 году организовал паломничество на Святую Землю. К этому времени его контора насчитывала несколько сот человек, ее отделения были открыты во всех крупных европейских городах, в Америке и на Ближнем Востоке. В 1869 году туристам Кука покорился Египет, в 1870 году Индия. А венцом его туристической деятельности стал первый кругосветный тур, организованный в 1872–1873 году. Он длился 222 дня. За это время путешественники преодолели 25 тысяч миль.

Рекламные буклеты конторы Кука/ © vokrugsveta.ru

В чем была причина такого грандиозного успеха Томаса Кука? Во-первых, тщательная организация маршрутов. Кук лично проверял многие из них, на месте договариваясь об организации размещения и досуге. У него всегда все работало точно и безотказно, как швейцарские часы. А во-вторых, Кук никогда не гнался за прибылью. Ему искренне доставляло удовольствие заниматься любимым делом – дарить людям комфортный отдых и принимать от них слова благодарности. Билеты в его экскурсионные туры за счет скидок и имени их организатора были доступны буквально всем. Судите сами – стоимость самого первого кругосветного тура была всего 183 фунта 18 шиллингов – это около 200 сегодняшних долларов.

Кстати, когда в 1892 году Томас Кук умер, его состояние оценивалось всего в 2,5 тысячи фунтов стерлингов. А вот его сын, продолживший дело отца (он умер спустя 7 лет после кончины Кука), оставил после себя имущества уже на 660 000 фунтов стерлингов.

Сегодня туристическая компания "Thomas: Cook & Son" – крупнейшая и самая уважаемая на Британских островах. По своим экономическим показателям она вторая в Европе и третья в мире. В ней свято чтут имя основателя и прародителя современного туризма – Томаса Кука, человека, который искренне любил как свое дело, так и людей, чей отдых он умел организовывать на безупречном уровне.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий