По Прионежью в поисках деревянных храмов.

Июнь — хорошее время для небольшого путешествия. Это стало уже хорошей традицией совершать вело путешествие на июньские праздники. В этот раз решили посмотреть старинные деревянные храмы Прионежья. В этих местах с давних времен селились народы и строили необычные церкви. Многие из них исчезли, остальные как то доживают свой век, некоторым из них более 450 лет.

Маршрут проложен из расчета имеющихся 6 дней. Получилось 355 км по не самым простым дорогам Архангельской области. Начали мы от поселка Няндома, до которого добрались фирменным поездом «Поморье». Некоторая проблема состояла в том, что в первый ходовой день, а он начался в 11 часов после высадки и сборки велосипедов, нам необходимо было проехать 92 км. Группа собралась достаточно сильная, некоторые опасения вызывала только Оля, она фактически первый раз совершала длительный велопоход. Готовились к походу как физически напряженными скатками по Лосиному острову и Битцевскому парку, так и планированием самого похода. Маршрут казался достаточно напряженным.


Первый ходовой день предполагал монотонное движение по хорошей асфальтовой дороге с двумя перекусами. Иногда, некоторые неудобства доставлял небольшой дождик, но в целом, по почти пустынной дороге катилось хорошо. 

Последние 8 км перед Каргополем асфальт — старый разбитый. В Казаково есть магазин. Еще пара км и левый поворот на грунтовую дорогу приводит нас к первой деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Б. Шалге. Осматриваем и фотографируем. 


Можно попасть внутрь, но «Небесов» там нет их вывезли в Каргополь и экспонируют в музее. Пересекаем р.Онега и поворачиваем влево, едем через центр городка, закупившись по пути в «Пятерочке».

До запланированной стоянки еще км 5. Дорога за Каргополем к озеру – грунтовая, грязная, да еще и запланированная стоянка затоплена после обильных дождей. Явно не надо было сюда ехать, но кто же знал.  С трудом располагаемся и готовим ужин на костре. Сегодня все очень устали.  Проехали 92 км.

Утром второго дня приходится выбираться опять по грязи в город, где мы зависаем с целью осмотра достопримечательностей. Посещение музеев платно — 300 руб и это на 5 мест с колокольней, с которой открывается неплохой вид. Здесь особо хотелось бы отметить, что в соборе Рождества Христова экспонируются «небеса» из различных церквей и что стоит подняться по узким винтовым лестницам колокольни времен обороны крепости.

Еще интересна Прачечная на берегу Онеги, где, как говорят, до сих пор жители полоскают белье. Мы не видели их. Обедаем в кафе «Шелковица». Очень вкусно. Закупаемся в магазине на вечер утро и едем в с. Кипрово, чтобы посмотреть наверное самую красивую деревянную церковь Иоана Златоуста 1665г с сохранившимися «небесами». Ехать не далеко, но по приезду обнаруживаем на двери замок (работает до 12 час.). Осматриваем и фотографируем.

С сожалением от неувиденных «небесов», уезжаем обратно по треку. Далее у нас все время грунтовая дорога различного качества. По хорошей дороге приезжаем в Петровское (есть магазин) и отсюда радиалкой решаем ехать в Красную Лягу с деревянным храмом до которого около 10 км. До Новгородово (дачное) идет неплохая дорога, но уже на развилке сильно портится. Мешаем оставить груз, а половина группы и велосипеды и добраться до храма налегке. Около 5 км и мы у одиноко стоящей деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы 1665г постройки.

Очень красиво смотрится, внутреннее убранство отсутствует, ее «небеса» находятся в каргопольском музее. После осмотра возвращаемся к велосипедам и едем к озеру у Новгородово, где нас ждут ребята на бивуаке.

Готовим ужин, купаемся. Сегодня хороший день. Проехали 45 км.

Утром третьего дня после завтрака возвращаемся в Петровское и далее едем по намеченному треку в направлении к Александро — Ошевенскому монастырю (каменный, частично разрушен). Здесь встречаем настоятеля этого монастыря, он рассказывает нам о своей службе и о пастве. Разрешает подняться на колокольню по винтовым узким лестницам. С колокольни открывается не плохой вид на округу, виден деревянный храм. Пересекаем реку по мосту едем туда. Прямо от моста, по обе стороны дороги, множество деревянных домов старой постройки в хорошем состоянии.

Подьезжаем к церкви Богоявления Господни 1787г постройки с  расписными небесами и громадным деревянным иконостасом. Посмотреть внутреннее убранство нам не удалось. Храм закрыт на замок.  Осматриваем и фотографируем снаружи. 

Устраиваем обед на берегу реки. 

После обеда дорога ведет нас на Шелаховскую, где мы закупаемся в магазине и осматриваем очередную деревянную Михайловскую церковь 1715г постройки и покосившуюся церковь Сретения 1803 г постройки. 

День заканчивается,  да и мы подустали, ищем место для стоянки. Проблема в том, что никто сейчас не косит траву и она вырастает по колено. Приходится долго искать подходящее место. Много комаров. Костер и ужин. Можно купаться,  но вода холодная и течение в Онеге быстрое.  Проехали 60 км.

Утром четвертого дня продолжаем движение по отсыпной дороге. Через некоторое время едем уже по гатям из остатков пиломатериалов. Ехать можно, но приходится прикладывать уcилия и беречь колеса.
Так продолжается км 5, после чего мы выходим к реке Кена. Здесь по картам указан мост и он есть деревянный, но в аварийном состоянии и проход по нему запрещен.  Возможен вариант обьезда черед два моста,  нам же местный житель предлагает переправу на моторной лодке.

Переправляемся по двое и на левом берегу Кены устраиваем обед с купанием в реке. В 2-х км в Корякино есть магазин, отправляем за продуктами Таню и Сергея. День солнечный, жарко. От места обеда до пантонной переправы еще 10 км. С пантонного моста наблюдаем за Онегой и продолжаем движение еще 17 км до Бережной дубравы. Здесь находится наша последняя деревянная  церковь по маршруту: Рождества Пресвятой Богородицы 1678 г постройки.  

Церковь хороша и недавно подновлена. Нам повезло, она открыта и в ней сохранились «небеса», которые мы так хотели увидеть.

Встаем на месте, где ранее была паромная переправа, здесь нет травы. Костер, ужин, разговор с местным жителем, он рассказал нам о консервации храма в 2020г и о дороге на завтра. 

Проехали 58 км.

Пятый день. Приходится немного вернуться по дороге и вправо уходит наша дорога, не указанная на картах. Качество ее хорошее, идет как и все ранее езженные по смешанному лесу. В п. Шуреньга магазин и рядом дейстующая паромная переправа через Онегу. 

Узнаем, что в Липаково по нашему треку действует паром и решаем переправляться там.  Дорога лесная, хорошего качества через несколько км начинает портиться и вскоре преврашается в разбитую, местами подболоченную.

Начинается дождик, да и количество комаров в связи со снижением нашей скорости резко увеличивается. На так называемой дороге появляются гати в виде обрезков пиломатериалов. Обнаруживаем также следы медведей и их много.

И это в 300 м от Каргопольской трассы, которая гудит на противоположном берегу Онеги. Дождик продолжается недолго, около часа. С его окончанием мы выходим на хорошую дорогу к парому и, дождавшись отстающих, переправляемся на противоположный берег реки.

Ищем место стоянки и с трудом находим подходящее место в 700 м от парома.  Проблема проявилась в том, что все луга заросли травой по колено и кроме того мы столкнулись впервые с таким явлением: на с трудом просматриваемой и заросшей полевой дороге, видимо рыбаков, через каждые 20м  разбросаны специально разбитые бутылки…  Оккуратно обходим эти засады и встаем на хорошем месте близ реки с не очень высокой травой. Моем велосипеды,  собираем дрова, готовим последний в этом походе общий ужин на костре.  Проехали 39 км

Шестой день. С утра мы, как и продполагалось, разделяемся на 2 группы: наша четверка уезжает сегодня в 12-50, а Серегина – завтра в это же время. Завтракаем все вместе. Выезжаем в 06-50 и через 500м оказываемся на прекрасной асфальтовой дороге ведущей нас в Плесецк.  Катится очень легко и через 3 часа мы вьезжаем в город,  перекусываем в Блинной, закупаемся продуктами в поезд и готовимся к посадке в поезд.

Очень жарко до 29гр С. Сегодня проехали 57 км.  Посадка в поезд и проезд в нем не доставили нам никаких проблем.

Некоторые итоги велопохода.

Нами пройден интересный, насыщенный достопримечательностями поход. Расстояние по треку 355 км. Мы посмотрели Каргополь и деревянные церкви Прионежья, прокатились по разнообразным дорогам Архангельской области от прекрасного асфальта до болотистых гатей, повстречались с прекрасными местными жителями и конечно же отдохнули на природе.

Проблем с водой у нас не было ее везде можно было найти, как и с продуктами, малую часть мы везли из Москвы,  остальное пополняли в магазинах.

Еще при подготовке похода было решено готовить ужин и завтрак на костре, а обед на бензиновых примусах. Дрова находили везде. С костром было веселее.

Почти всю дорогу, где приходилось идти пешком и на стоянках досаждали комары. Мы брали аэрозоли  и накидки от них, но это не всегда помогало.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий