9 Выводы
Велосипедный поход по Марокко завершен, мы смогли пройти маршрут с минимальными изменениями и увидеть то, что планировалось при разработке маршрута. Богатая туристическими обьектами и природными ландшафтами, эта страна произвела на нас неизгладимое впечатление. Снег в Африке, марокканские дети, леса на склонах гор, добродушное отношение марокканцев к нам, великолепные пейзажи и сложные маршруты не дадут затеряться в памяти Марокко и нашему велопоходу.
Не так уж много групп из России имели возможность прокатиться на велосипедах по этим сложным дорогам, когда каждый день приходится взбираться на перевалы и преодолевать невзгоды погоды.
Мы остались довольны нашей поездкой и совершенным путешествием и хотим поделиться с вами некоторым опытом, полученным в Марокко.
1 Разработка маршрута должна быть проведена заранее и охватывать все стороны жизни группы . Чем лучше вы подготовитесь, тем меньше проблем испытаете в походе. Наиболее важным является подбор участников группы. Нам удалось собрать в этот поход людей неравнодушных и подготовленных. Со всеми из них я, как руководитель, ходил в различные велопоходы и был уверен в их адекватности и физической форме.
Маршрут оказался сложным и с физической (за 10 дней пройдено 650 горных км с множеством перевалов) и с психологической ( дожди и снег в горном Атласе не редкось ) точки зрения. Каждый день мы испытывали друг друга на прочность и все члены группы выдержали сложности похода. Кто то из нас уже ходил велошестерки, а кто то только единички. Особо хочу отметить Сашу Емельянова, прошедшего сложный велопоход впервые.
2. О Марокко написано и сказано многое и все побывавшие там восторгаются им. Это –страна, в которой возможно совершить походы любой категории сложности. Страна изобилует обширной дорожной сетью и множеством перевалов. Наиболее интересные маршруты возможно проложить через горную систему Атлас. Нам, в частности, удалось совместить сложность горных участков с великолепными пейзажами и архитектурными сооружениями Феса и Марракеша, удалось пообщаться с местным населением и почувствовать их гостеприимство. Проситесь на чай, и вам не будет отказано. Общайтесь, и вам раскроется внутренний мир марокканцев. Все наши встречи с ними оставляли у нас массу впечатлений.
3. В ходе подготовки к походу для перелета в страну нами была выбрана авиакомпания Royal Air Maroc. Это- единственная авиакомпания, летающая из Москвы (Шереметьево 2) в Касабланку без пересадок. Остальные компании имеют остановки в Европе и приходится терять от 4 до 6 часов на пересадку. Стоимость билетов за 7 месяцев до вылета была 13.800 руб. в оба конца, потом цена стала расти до 20.000 руб. Единственно неприятным моментом авиакомпании Royal Air Maroc было то, что велосипед у них считается спортивным снаряжением и не входит в общий разрешенный вес 23 кг, его приходится оплачивать отдельно. С нас на обратном пути было взято по 55 евро, хотя при перелете из Москвы нам удалось провезти велосипеды бесплатно.
4.Внутренние переезды к месту старта возможны несколькими путями. Чаще всего велогруппы нанимают частника с микроавтобусом. Это — конечно быстро, но дорого. Так переезд Марракеш – Касабланка обойдется на 7 человек 2.000 дирхам за 2 машины.
Железнодорожный транспорт – удобен, но на нем не всегда можно добраться до пункта назначения и кроме того провоз велосипедов требует багажного вагона. Нам удалось провезти в поезде велосипеды при трансфере в Фес, но при посадке в Марракеше возникли сложности и нас не пустили на платформу, ссылаясь на то, что в поезде не предусмотрены места для велосипедов и надо ждать поезда с багажным вагоном. Все это было бы возможно при наличии времени, у нас же его не было.
Наиболее удобным и дешевым вариантом переезда по стране остается междугородний автобус, в него без проблем принимают велосипеды в разобранном и упакованном виде за символическую плату. При планировании похода лучше озадачиться этим заранее, хотя через интернет билеты на автобус не продаются.
5.Несколько слов о питании. Продуктов из Москвы мы не везли, памятуя о перегрузе и лимите веса. Все продукты для готовки покупались в магазинах и продуктовых палатках. Ассортимент продуктов в глубинке — очень скудный, мяса нет вообще, только рыбные консервы. Мясо и курицу мы ели только в отелях или в придорожных забегаловках. Основное блюдо в Марокко — таджин и он включает в себя мясо с различными овощами. Иногда покупали яйца, сыр. Богатого выбора не было, на тушенку и гречку можете не надеяться, только если привезете с собой.
6.Пищу готовили на бензиновых горелках (2 шт). В глубинке хорошего бензина не достать, поэтому советуем запасаться им в больших поселках на бензозаправках по 10 дирхам за литр. В пластиковые бутылки бензин нам наливали без проблем. Примуса нас не подводили и мы только 1 раз чистили их от нагара.