14. Паспорта препятствий и расчет категории сложности похода
Горное препятствие
Участок: к Руфигар – пер. Хучу-Худжюр
Дистанция – 13,5 км
к. Руфигар — абсолютная высота 2130м
пер. Хучу-Худжюр — абсолютная высота 3401
Набор высоты 1271 м
Характер дорожного покрытия: заброшенная геологическая дорога больше напоминающая тропу, по которой гоняют скот. Очень крутая, засыпанная камнями дорога, требующая особого внимания. На наиболее пологих участках возможно движение в седле, но на 70% этого участка движение осуществляется пешком.
Вн, м |
Вк , м |
КР, % |
Lпп км |
Кпк |
Кнв |
Ккр |
Кв |
СГ |
КТ балы |
КТ |
2130 |
3401 |
9,4 |
13,5 |
2,3 |
1,68 |
1,35 |
1,45 |
1 |
7,56 |
5 |
Категория трудности — пятая
Равнинное препятствие
Участок: пер. Хучу-Худжюр – мостик через р Ягноб
Дистанция – 16 км
пер. Хучу-Худжюр — абсолютная высота 3401
мостик через р Ягноб — абсолютная высота 2650м
Характер дорожного покрытия: заброшенная геологическая дорога, больше напоминающая тропу, по которой гоняют скот. На участке спуска к р. Ягноб можно ехать в седле по каменистой тропе. Участок вдоль р. Ягноб, в основном не проезж, и в некоторых местах требует обноса скальных выходов и осыпных троп, иногда тропа уходит в реку.
Вн, м |
Вк , м |
Lпп км |
Кпк |
Кпр |
Кпер |
Кв |
СГ |
КТ балы |
КТ |
3401 |
2650 |
16 |
2,3 |
1,16 |
1,2 |
1,5 |
1 |
4,8 |
4 |
Категория трудности — четвертая
Горное препятствие
Участок: мостик через р Ягноб – пер. Рост (1А)
Дистанция – 6,5 км
мостик через р Ягноб — абсолютная высота 2650м
пер.Рост (1А) — абсолютная высота 4020 м
Набор высоты — 1370 м
Характер дорожного покрытия: От моста через р. Ягноб тропа идет по лощине, через 1км она переваливает левый ее хребет и идет вверх по речке, стекающей с ледника. Вскоре тропа упирается в ледник, который необходимо пересечь (0,5 км). После ледника тропа сначала хорошо просматривается, но потом выходит на осыпной участок и пропадает. Весь участок подьема очень крут и требует огромных физических усилий.
Вн, м |
Вк , м |
КР, % |
Lпп км |
Кпк |
Кнв |
Ккр |
Кв |
СГ |
КТ балы |
КТ |
2650 |
4020 |
21,1 |
6,5 |
2,5 |
1,8 |
2,0 |
1,56 |
1 |
14,1 (10) |
6 |
Для 6 кт число баллов не может превышать 10, поэтому в расчетах принимаем КТ в баллах равное 10,0
Категория трудности — шестая
Равнинное препятствие
Участок: пер. Рост (1А) – к. Сарипуль
Дистанция – 10,5 км
пер. Рост (1А) — абсолютная высота 4020 м
к. Сарипуль — абсолютная высота 2460 м
Характер дорожного покрытия: С перевала тропа почти сразу выходит на снег и подходит к отвесному снежному склону, который необходимо обходить слева круто вниз, по большим камням. Участками тропа опять возвращается на ледник и приходится идти по раскисшему снегу. На пути встречается трещина (быть внимательным!) Движение каменистым склоном до долины ручьев. Здесь есть все условия для стоянки. После долины ручьев местами можно ехать в седле. Тропа проходит через крутые ступени, заваленные огромными камнями. От озера до к Сарипуль местами можно ехать, но тропа идет вдоль достаточно крутого склона. Почти весь участок пути каменист и требует особого внимания.
Вн, м |
Вк , м |
Lпп км |
Кпк |
Кпр |
Кпер |
Кв |
СГ |
КТ балы |
КТ |
4020 |
2460 |
10,5 |
2,4 |
1,1 |
1,35 |
1,55 |
1 |
5,52 |
4 |
Категория трудности — четвертая
Горное препятствие
Участок: к Шинг – оз Маргузор
Дистанция – 21 км
Кишлак Шинг — абсолютная высота 1380
Оз. Маргузор — абсолютная высота 2170 м
Характер дорожного покрытия: грунтово-гравийная и каменистая дорога с участками крутого подьема
Вн, м |
Вк , м |
КР, % |
Lпп км |
Кпк |
Кнв |
Ккр |
Кв |
СГ |
КТ балы |
КТ |
1380 |
2170 |
4 |
21 |
1,6 |
1,3 |
1 |
1,25 |
1 |
2,6 |
3 |
Категория трудности — третья
Горное препятствие
Участок: оз. Маргузор – к Киоглы — пер. Тавасанг
Дистанция – 9 км, из них 5 км- грунтовая дорога и 4 км — тропа
Оз. Маргузор — абсолютная высота 2170 м
пер. Тавасанг — абсолютная высота 3314 м
Набор высоты — 1144 м
Характер дорожного покрытия: грунтово-гравийная дорога серпантинами уходит вверх по склону от середины шестого озера до к. Киоглы. Уже в кишлаке дорога заканчивается и начинается тропа, по которой еще некоторое время можно ехать в седле. За к. Киоглы тропа становится все более крутой и каменистой. Приходится часто спешиваться и вести велосипед по узкой тропе меж камней. Перевальный взлет- особо крут.
Вн, м |
Вк , м |
КР, % |
Lпп км |
Кпк |
Кнв |
Ккр |
Кв |
СГ |
КТ балы |
КТ |
2170 |
3314 |
12,71 |
9 |
2,1 |
1,55 |
1,5 |
1,45 |
1 |
7,1 |
5 |
Категория трудности – пятая ( по экспертной оценке между 4 и 5 к.т. )
Равнинное препятствие
Участок: пер. Тавасанг – к. Куллоли
Дистанция – 36 км: из них 11 км тропа и 25 км грунтово-гравийная дорога
пер. Тавасанг — абсолютная высота 3314 м
к. Куллоли — абсолютная высота 1290 м
Характер дорожного покрытия: с перевала тропа достаточно хорошо просматривается. Двигаться надо по лощине придерживаясь правого склона, на некоторых участках спуска возможно даже ехать в седле, особенно там, где не мешают крупные камни. За летовкой необходимо придерживаться левого склона, вскоре тропа начинает крутой спуск, а затем траверсирует склон. Спуск через арчевые заросли в долину р. Сарымат по тропе в пешем строю. Тропа вдоль реки участками проезжа в седле, а от кишлака за 5 км до места слияния рек Сарамат и Арчимайдон начинается приличная гравийная дорога до к.Куллоли.
Вн, м |
Вк , м |
Lпп км |
Кпк |
Кпр |
Кпер |
Кв |
СГ |
КТ балы |
КТ |
3314 |
1290 |
36 |
1,7 |
1,36 |
1,1 |
1,35 |
1 |
3,4 |
3 |
Категория трудности – третья
Сумма баллов протяженных препятствий П
П =7,56+4,8+10,0+5,52+2,6+7,1+3,4 = 41
Показатель интенсивности I = 1,25
I = (Lф + ЛП)*1,2*Tн / Tф*Lн = (538,51,+149 )*1,2*16/700*15 =1,25
, где:
I — интенсивность прохождения маршрута ( I < 2,0 )
Lф — фактическая протяженность маршрута, км
Lн — номинальная протяженность маршрута по ЕВСКМ , км
Tф — фактическая продолжительность прохождения маршрута, дней
Tн — продолжительность похода по ЕВСКМ, 1,2 – коэффициент дневок
ЛП — локальные препятствия (пробег км),
Локальные препятствия
А ) Перевальные взлеты без тропы ( 2,0 за каждые 100 м пути )
Характер препятствия |
Участок маршрута |
Протяженность, м |
Эквивалентные км |
Простые осыпные и снежные склоны крутизной до 30 градусов
|
Подьем на перевал Рост (1A): от начала ледника до его окончания |
400 |
8 |
Простые осыпные и снежные склоны крутизной до 30 градусов
|
Подьем на перевал Рост (1A): |
1600 |
32 |
Простые осыпные и снежные склоны крутизной до 30 градусов
|
Спуск с перевала Рост (1А): от вершины до долины ручьев |
2800 |
56 |
Б) Каменные завалы ( 4,0 за каждые 100 м пути )
Характер препятствия |
Участок маршрута |
Протяженность, м |
Эквивалентные км |
Валуны обломки скал средним размером 1,6 м |
Спуск с перевала Рост (1А): от долины ручьев до озера |
1200 |
48 |
В) Переправы
Характер препятствия |
Участок маршрута |
Протяженность, м |
Эквивалентные км |
Переправы через реки с глубиной 0,4 м и скоростью 1м/с |
река Чарбидара перед к. Руфигар |
30 |
5 |
Итого: 149 км
Показатель автономности А=1,09
А = А1*µ1 + А2*µ2 + … + Аn*µn (7)
где А1, А2, …, Аn — показатели автономности отдельных участков маршрута, определяемые по таблице 11.
µ1, µ2, …, µn — доли времени, затраченного на прохождение этих участков (Тi) в общей продолжительности похода (Тф), определяемые как отношение:
А=3,5/15 X 1,4 + 11,5/15 X 1 = 0,326 + 0,767= 1,09 ,
где 3,5 дня- автономный участок к. Руфигар -пер. Рост- к Сарипуль
Определение категории сложности велосипедного похода
в соответствии с методикой категорирования велосипедных маршрутов.
Настоящая редакция методики утверждена решением ЦМКК от 11.12.2004 .
КС = П * I * А = 41 *1,25 * 1,09 = 55,9, где
П — сумма баллов по всем идущим в зачет протяженным препятствиям (баллы, идущие в зачет для данной КС определяются по Таблице 2. Расчет баллов (КТ) по исходным параметрам препятствия проводится по формулам 4 или 5)
I — показатель интенсивности, вычисленный по формуле (1)
В соответствии с методикой категорирования (Таблица 2) категория сложности от 40 до 59 баллов соответствует маршруту 5 категории сложности.