Тянь-Шань, август 2002 г.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Спортивный поход пройден в соответствии с заявленным маршрутом группой в составе 6 чел. за 21 день. Из 850 км пройдено:

88.2 км по труднопроходимому бездорожью

345,5 км по крупно-щебеночной дороге

Маршрут насыщен множеством локальных и протяженных препятствий, к которым относятся:

пер. Телеты (1А) – первопрохождение

пер. Cев. Аксу (1А) – первопрохождение со стороны Иссык-Куля. На спуске с пер. Сев. Аксу  двигались по леднику Вост. Аксу, преодолевая ручьи и трещины.

пер. Тон  (н.к) (с 1991г заброшенная тракторная дорога с множеством локальных препятствий, в настоящее время из-за снежников невозможен даже прогон скота и проезд на лошадях) – первопрохождение с юга и в условиях полного разрушения дороги. На перевале Тон, в начале спуска с него, мы встретили 6 снежников по 50-100 м, перегораживающих заброшенную дорогу. Нам пришлось пробивать по ним тропу.

пер. Тосор (н.к.) – ущелье р. Керегеташ  — первопрохождение

Группе приходилось брать вброд многочисленные горные речки с мощным водным потоком, несущим по руслу крупные камни. При прохождении вброд рек скорость течения была такова, что нас сносило мощным потоком воды.

Для групп совершающих велосипедные походы высокой категории сложности в районе Тянь-Шаня мы можем дать следующие рекомендации:

1.         Если вам позволяют финансы, лучше совершать подъезд и отъезд в/из района путешествия авиа транспортом, в этом случае вы сэкономите почти неделю и кроме того вам не придется столкнуться с хамским отношением и вымогательством проводников и работников транспортной милиции.

2.         Заранее позаботтесь о получении регистрации на пребывание в суверенных государствах Средней Азии. Это можно сделать через турфирму в России или уже на маршруте в крупном поселке, имеющим паспортный стол при УВД.

3.         При разработке маршрута особое внимание уделите сбору информации о  дорогах и особенно тропах, по которым предстоит двигаться. Имеющиеся топографические карты часто не соответствуют действительности, штабные же карты явно устарели, т.к. давно не обновлялись. По нашему опыту прохождения маршрута часть необходимых нам дорог оказалась в заброшенном состоянии, а то и полностью разрушилась. В горах такая ситуация усугублялась завалами и осыпями, а иногда снежниками.

4.         Хотя отношение местного населения очень хорошее, особенно вдали от крупных населенных пунктов, особое внимание следует уделить работникам милиции, экологических служб и транспорта. Как только будет иметься малейший повод – с вас напрямую или намеками потребуют денег.

5.         Движение по каменистым дорогам и тропам требует соответствующей подготовки велосипедистов. На случай, когда вы везете, несете, своего «коня», мы рекомендуем иметь вторую обувь и второй рюкзак: горные ботинки и горный рюкзак.  Хотя мы несколько больше загрузили себя, никто из нас не пожалел об этом, т.к. в замен вы получите некоторую экономию сил и нервов 🙂 . 

6.         Тщательно скомпонуйте ремонтный набор (запчасти можно найти только в Караколе (да и то далеко не все) или в Алма-Ате).

7.         Недостаток дров в районе обуславливает необходимость двух бензиновых примусов или газовых горелок. Мы выбрали бензиновый вариант. Бензин купить можно почти везде, но он плохого качества и быстро засоряет примус. Имейте соответствующие средства прочистки. Не забывайте о запасе топлива, уходя в “автоном”, и помните, что на высоте, особенно при низких температурах, топлива требуется значительно больше.

8.         Не советуем везти с собой из дома продукты питания, кроме мясных консервов и сублиматов. На маршруте вы сможете купить почти все необходимое, а вот о составе мед. аптечки позаботьтесь заранее – лекарства дороже в 2 — 4 раз и их не так просто купить.

9.         При движении по высокогорным перевалам, чтобы не заблудиться или не потерять большое количество времени, уделите внимание правильному ориентированию, имея при себе точные карты, паспорта перевалов, сверяя данные у чабанов и других туристских групп, если вы их встретите.

10.     При встрече группы со сложными и опасными препятствиями преодолевайте их, предварительно собравшись все вместе, и только после разведки наиболее опытной парой группы. Проводите инструктаж на случай самого неблагоприятного развития ситуации. Обеспечивайте страховку – горные реки, снежники и осыпи таят в себе большую опасность. Преодоление некоторых рек и снежников возможно только в ранние утренние часы. В группе обязательно должен быть хотя бы один человек с хорошей горной подготовкой и опытом прохождения высокогорных пеших маршрутов.

По итогам прохождения маршрута предлагается засчитать поход руководителю и всем участникам как поход высшей 6 к/с.

Оценка сложности проводилась на основе действующей методики категорирования велосипедных маршрутов и экспертной оценки членов Российской ЦМК в лице Боголюбова Д.П и Емельянова С.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Бальная оценка сложности велосипедного маршрута.

Расчет эквивалентного пробега по ЛП

Осыпи, морены

Перевал

протяженность, км

эквивалент, км

Тон

1,2

12*2 = 24

Телеты

0,8

8*2 = 16

Сев. Аксу

1,8

18*2 = 36

Переправы

Местоположение

Протяженность,км

эквивалент, км

 речка с пер. Тон

0,02

10

р. Керегеташ (1А)

0,01

10

1 прав. приток р. Керегеташ

0,02

2

2  прав. приток р. Керегеташ

0,01

2

3  прав. приток р. Керегеташ

0,01

2

4  прав. приток р. Керегеташ

0,01

2

5  прав. приток р. Керегеташ

0,01

2

 протока  р. Телеты Зап

0,01

10

протока р. Телеты Зап

0,01

10

р. Телеты Вост.

0,03

2

р. Чон Аксу

0,03

10

р. Чонг  Кемин

0,04

10

р. Ю.З. Талгар (1А)

0,02

10

р. Озерная (1А)

0,03

10

Каменные завалы

Местоположение

Протяженность, км

эквивалент, км

Спуск вдоль р. Аксу Зап.

2.1 км

21*3 = 63

Завал р. Керегеташ

0,1

1*3 =3

Снежно-ледовые участки *

Местоположение

Протяженность, км

Эквивалент, км

Спуск с пер. Тон – 1 участок

0.1

20*0.1 = 2

Спуск с пер. Тон – 2 участок

0.1

20*0.1 = 2

Спуск с пер. Тон – 3 участок

0.1

20*0.1 = 2

Спуск с пер. Тон – 4 участок

0.1

20*0.1 = 2

Спуск по леднику Вост. Аксу

2

40*2= 80

 

Растительный покров

Местоположение

Протяженность, км

эквивалент, км

Спуск вдоль р. Телеты Вост

2

20*2 = 40

Итого: Эквивалентный пробег – 362 км      ЛП = 362

Расчет категории трудности протяженных препятствий

пер. Тон

Кт = Кнв*Кв*Кпк*Ккр = 1.35*1.8*2.7*13 = 8.6

Высота 4021м.
Тропа, заброшенная тракторная дорога, осложненная осыпью
Кпк = 2.7
Кв = 1.8
Кнв = 1.35
Ккр = 1.3

пер. Тосор

Кт = 2.0*1.0*1.75*2.1 = 7.35

Высота 3905м.
Профилированная горная и тракторная дорога.
Кпк = 2.0
Кв = 1.75
Кнв = 2.1
Ккр = 1.0

пер. Телеты

Кт = 2.6*2.1*1.73*1.2 = 11.3

Высота 3720м.
Трудно проходимое бездорожье, тропа осложненная препятствиями
Кпк = 2.6
Кв = 1.73
Кнв = 2.1
Ккр = 1.2

пер. Сев. Аксу

Кт = 2.8*2.1*1.05*1.8 = 11.1

Высота 4052 м.
Трудно проходимое бездорожье, туристская тропа, осложненная препятствиями.
Кпк = 2.6
Кв = 1.8
Кнв = 2.1
Ккр = 1.05

пер. Озерный

Кт = 1.4*1.15*1.6*1.1 = 2.85

Высота 3563 м.
Профилированная горная дорога.
Кпк = 1.4
Кв = 1.6
Кнв = 1.15
Ккр = 1.1

Ущелье Керегеташ

Кт = 2.9*1.27*1.3*1.6 = 7.6

Трудно проходимое бездорожье
Кпк = 2.9
Кпр = 1.27
Кпер = 1.3
Кв = 1.6

лед. В. Аксу – ущелье р. Зап. Аксу

Кт = 3.0*1.1*1.3*1.54 = 6.6

Туристская тропа, осложненная труднопроходимым бездорожьем.
Кпк = 3.0
Кпр = 1.1
Кпер = 1.3
Кв = 1.54

Сумма баллов за препятствия

Протяженные препятствия

К.Т.

КС

пер. Тон

6

8.6

пер. Тосор

5

7.35

пер. Телеты

6

10.0

пер. Сев. Аксу

6

10.0

пер. Озерный

3

2.85

Ущелье р. Керегеташ

5

7.6

лед. В. Аксу – ущелье р. Зап. Аксу

5

6.6

S  (П)

 

53.0

Интенсивность

I = (Lф + ЛП)*Тн/(Тф*Lн) = (914+362)*20*1,2 /(23*800) = 1,66

Автономность

A=1,12

Категория сложности

КС=П*I*А+СГ=53*1,66*1,12 + 0 = 98 баллов

 

Приложение 2.
Паспорта ПРОТЯЖЕННЫХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ препятствий

Паспорт горного препятствия – перевал  Тон

1.      Общая информация о препятствии

Район: Тянь-Шань

Подрайон: Центральный Тянь-Шань. Хребет Терскей-Ала-Тоо

Границы: источник Джийлу-Су – место впадения реки Кек-Булак в р.Тонг

Первопрохождение пер. Тон велосипедной группой в условиях полностью непроезжей дороги (с 1991г.)

2.      Характеристика трудности препятствия

Общая протяженность определяющего участка подъема: 10.9 км.

Характер дороги: заброшенная тракторная дорога 8.7 км. Труднопроходимое бездорожье, тропа 2.2 км.

Абсолютная высота пер. Тон: 4020 м.

Начало определяющего участка: источник Джийлу-Су, высота 3020 м.

Конец спуска: впадение р. Кек Булак в р. Тонг, высота 2320м

Общий набор высоты: 1000 м.

Коэффициент дорожного покрытия Кпк: 2.7

Коэффициент крутизны Ккр: 1.3

Коэффициент набора высоты Кнв: 1.35

Коэффициент абсолютной высоты Кв: 1.8

Кт = 2.7*1.3*1.35*1.8 = 8.6

Общее время подъема: 6ч. 30 мин.

Общее время спуска: 3ч. 30 мин.

3.      Описание прохождения

Подъем на перевал начинается недалеко от источника Джилуу Суу. Никакой бывшей дороги на пер. Тон найти не удалось, поэтому приходиться начинать подъем почти  в “лоб” по склону горы. Из ориентиров только направление движения и необходимое нам ущелье. Через 0.4 км очень крутого подъема по бездорожью мы вышли на остатки дороги. Дорога, по которой в некоторых местах можно даже ехать, приводит нас к притоку р. Учемчек (Джилуу-Суу). Никакого моста нет, достаточно мощный приток имеет большую крутизну (водопадный характер) и завален крупными скользкими камнями (фото 20). Бродим речку и далее движемся по заброшенной тракторной дороге. На некоторых участках встречаются осыпи, дорога завалена камнями, которые приходиться обходить. На 3,5 км дорога размыта прижимом речки-правого притока Учемчек. Имеется опасность сползти в речку. За прижимом дорога почти сразу начинает уходить от реки вверх по склону. Серпантин достаточно крут даже для машин 12-14% и участками завален осыпями, видна только конная тропа. Огибая склон горы, дорога выходит к месту, откуда открывается вид на перевал. Вскоре начинается сплошной осыпной участок подъема, дорога не просматривается, имеется лишь конная тропа. Склон горы на этом участке до 50%. Имеется опасность срыва на всем участке тропы до перевала.

Сам перевал Тон (8,3 км) с северной стороны покрыт снежным панцирем. Снежные языки в нескольких местах перекрывают дорогу. Даже конной тропы мы здесь не находим. Приходится бить ступени через длинные снежно-ледовые языки, которые имеют ширину 50-100 м. На снежно-ледовых участках рубить ступени приходится топором. Снежники подтаяли. Лавиноопасно. Веревками страховать нельзя. Приходится переходить по одному и выставлять наблюдателя. Очень опасный участок!

Дорога  на спуске также местами засыпана осыпями. Дважды  бродим речки. Машины через них проехать не могут. Начинается дождь и мы пытаемся найти место стоянки. Ехать еще очень сложно, мешают крупные камни.

От кошары (16,1 км), где мы заночевали, начинается вполне проезжая дорога, видимо до этого места ее иногда чистят бульдозеры. Далее каменистая дорога выводит к слиянию р. Кек-Булак и р. Тонг, где начинается хорошая грунтовая дорога.

4.      Высотный профиль препятствия

5.  Автор паспорта

Емельянов Сергей Алексеевич

6.  Время прохождения препятствия

2-4 августа 2002 г.

Паспорт горного препятствия – перевал Тосор

1.      Общая информация о препятствии

Район: Тянь-Шань

Подрайон: Центральный Тянь-Шань. Хребет Терскей-Ала-Тоо.

Границы: кош выше развилки на Боконбаево – долина  р. Ашуулуу-Тебе (поворот к оз. Чункур-Кель)

2.      Характеристика трудности препятствия

Общая протяженность определяющего участка подъема: 22.5 км.

Характер дороги: Профилированная горная дорога 19,7 км. Тракторная дорога 2.5 км.

Абсолютная высота пер. Тосор: 3905 м.

Начало определяющего участка: кош выше развилки на Боконбаево , высота 2205 м.

Конец спуска: р. Ашуулуу Тебе, уход к оз. Чункур Кель, высота 3710м

Общий набор высоты: 1700 м.

Коэффициент дорожного покрытия Кпк: 2.0

Коэффициент крутизны Ккр: 1.0

Коэффициент набора высоты Кнв: 2.1

Коэффициент абсолютной высоты Кв: 1.75

Кт = 2.0*2.1*1.0*1.75 = 7.35

Общее время подъема: 6ч. 20 мин.

Общее время спуска: 0ч. 20 мин.

3.      Описание прохождения

От автодороги Иссык-Куль начинается грунтово-щебеночная дорога с очень крутыми подъемами. На некоторых участках приходиться идти пешком т.к. велосипед наезжает на крупные камни и встает на дыбы. Вдоль р. Тогуз-Булак проходит линия электропередачи. Перед развилкой на Боконбаево – красивое ущелье и водопады горной реки. На развилке дорог более хорошая уходит направо на Боконбаево, наша идет по левому (орог.) берегу через кош прямо, участками она размыта, у коша перебираемся по мостику на правый берег р. Тосор. За кошем (0 км) начинается серпантин. Подъем очень тяжелый, т.к. на дороге незакрепленные камни, приходиться “лавировать” и иногда спешиваться. Встречаются коши чабанов, у одного из них мы заночевали. (9,9 км)

Далее дорога осложняется крутизной и наличием больших камней. Встречаются осыпи, участок труднопроходим даже для тракторной техники. Спешиваемся. Перед перевалом, уже на морене, дорога становиться более пологой и плавно выходит на седловину. (22,2 км)

На северном склоне перевала лежит большой снежник. Спуск с перевала очень крут, дорога усыпана камнями. Открывается прекрасный вид на долину реки. Незаметная дорога на спуске уходит влево от основной в сторону озера Чункур-Кель.

4.      Высотный профиль препятствия

5.      Автор паспорта

Емельянов Сергей Алексеевич

6.      Время прохождения препятствия

5-6 августа 2002 г.

Запись опубликована в рубрике Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Тянь-Шань, август 2002 г.

Добавить комментарий