Тянь-Шань, август 2002 г.

18 августа (воскресение)

верховье р. Аксу (под  пер. Сев. Аксу) – пер. Сев. Аксу – подножие ледника Вост. Аксу . 14 км: 11 — тропа, 3 — полное бездорожье

Карта 6 (5 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев. – пер.Озерный – Алма-Аты

Карта 13 (2 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев

Карта 18 (1 км) пер.Ак-Суу Сев. – р.Зап. Ак-Суу

Схема 3. Перевал Ак-Суу

Тропа по левому берегу Чон-Аксуу перед началом подъема на перевал Сев. АксуОбход прижима на Чон-АксууС утра выпал иней. Решаем выйти пораньше, т.к. необходимо залезть на перевал и успеть спуститься с него. Выходим в 6:30. Пока еще прослеживается тропа.

2,6 (827,1) (h=3390) – прижим

Вид на верховье реки и ледник В. Чон-Аксуу перед тропой на перевал Сев. АксууГде-то здесь мы теряем «подъемную» тропу и уходим низом вдоль реки по нижней тропе, помеченной турами, а необходимо было круто подниматься вверх. Понимаем, что идем не туда, когда высоко в горах видим конных наездников. Решаем идти на основную тропу “в лоб” по склону «спусковой» тропой, а затем траверсом, не возвращаясь назад к началу «подъемной» тропы. Это оказалось очень сложным мероприятием. Велосипед и багаж «тягали» по очереди.LLL Обычно нашим маршрутом горники спускаются с перевала к верховью реки Чон-Аксуу,  где есть место для ночевки и легче  перейти реку в брод. В результате набрали «лишних и труднейших» два  километра. Тропа на Сев. Аксу (вторая ступень подъема)7,0 (831,5)  – выходим на тропу, собираемся и перекусываем.  Далее идем по хорошей тропе.
Подъем по «сыпухе» на перевал Сев. АксуСнежник перед седлом перевала Сев. Аксу8,0  (832,5) – начинается траверс по осыпному склону. Тропа очень узкая, на некоторых участках встречаются широкие промоины  которые достаточно тяжело преодолевать. Под самым перевалом сложный участок – приходиться лезть по сыпухе вдоль склона. На северном склоне перевала лежит небольшой язык снежника.
Вид на перевал с подъема10,0 (834,5)  – пер. Сев. Аксу (1А, 4052м). Погода отличная, небольшой ветер. Снимаем записку томских горников (Приложение 4) и оставляем свою. Вид с перевала на ледник Восточный АксуНа перевал мы взошли в 16:00. Перекусываем. Впереди огромный красивейший ледник, который нам нужно обязательно перейти до темноты.

Спускаемся правым, осыпным склоном. Идем достаточно быстро, понимая, что времени мало, и скоро начнет темнеть.

Трещина на тропе на леднике Восточный АксуЛедник Восточный Аксу11,0 (835,5) (h=3770) – каменистая тропа выходит на ледник, встречаем первые трещины. Двигаясь по леднику, встречаем многочисленные ручьи и трещины. Необходимо соблюдать осторожность. При движении вниз по леднику лучше держаться его левой стороны.

13,5 (838,0) (h=3400) – ледник закончился, выходим на каменистую тропу.

Озеро на морене у места ночевкиНочевка на морене у подножия ледника Восточный Аксу14,0 (838,5) (h=3390)– встаем на ночевку на морене рядом с озерцом. Рядом из ледника вытекает река. Палатки ставим уже в сумерках.

 

Ходовое время 5ч 26мин.

19 августа (понедельник)

подножие ледника Вост. Аксу – р. Юго-Зап. Талгар.

 10 км: 10 –тропа

Карта 6 (5 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев. – пер.Озерный – Алма-Аты

Карта 18 (1 км) пер.Ак-Суу Сев. – р.Зап. Ак-Суу

Карта 19 (1 км) р.Чонг-Кемин – пер.Озерный

Река Зап. Ак-Суу выходит из под ледникаОбход реки Зап. Ак-Суу по ледникуУтром солнечно и ветер с ледника. Основная тропа идет по правому берегу реки. Нам необходима переправа, но уже в самом начале реки через нее очень сложно переправиться. Нам приходится возвращаться назад к леднику, и по его краю выходить на противоположный берег реки.
Тропа по правому берегу р. Зап. Ак-СууДалее идем правым берегом реки.

1,4 (839,9) – хорошее место для стоянки.

Каменный хаос на «тропе»Курумник на «тропе» вдоль р. Зап. Ак-Суу3,4 (841,9) – тропа  уходит от реки (здесь прижим) и идет по морене с очень крупными камнями. Нам приходится пробираться между ними с велосипедами. Это занятие никого не оставило равнодушным к происходящему .
Вид на долину р. Зап. Ак-Суу

6,5 (845,0) — выход тропы из каменных завалов на «зеленку», можно ехать. J Только «механик» так этому обрадовался, что оставил часть группы без педального ключа.

Переправа через реку Чон-Кемин выше впадения в нее р. Зап. Ак-Суу7,5 (846,0) ( h=3020)   Выходим к р. Чон-Кемин, вытекающей из оз. Жасык-Куль. Вода в реке очень холодная. Здесь стоит палаточный городок немецкой конной группы. Одна из немок с удовольствием покаталась на велосипеде. Они с интересом наблюдают нашу переправу вброд, т.к. перед этим переправлялись, сидя на лошадях. При переправе  поток сбивает с ног Сашу. Течение очень сильное, ширина 25 м, глубина 0.5м. . После переправы встаем на перекус и греемся после ледяной воды. Беседуем с проводником одного австрийца-горника. Он угостил нас хлебом и мясом: наши продукты почти закончились. В горах гремит гром, перевал затянут черными тучами, мы рады что успели спуститься. Нам очередной раз везет с погодой. Немного поднявшись по берегу, находим приличную тропу и садимся на велосипеды. Вскоре появляется не очень хорошая полевая дорога для «трехосок».

Ночевка перед переправой через Юго-Западный Талгар10,0 (848,5) ( h=2960)   – подъезжаем к реке Юго-Западный Талгар (Кашка-Суу). Нас до этого предупредили проводники, что днем по этой реке не переправляются даже на лошадях. Очень мощный поток, слышно как по дну несет камни. Встаем вынужденно на ночевку. С рассветом нам предстоит переправа.

В 16:00 начинается дождь. Гроза. Забираемся в палатки. Сильный ветер. Тент продавливается до палатки. Сыро. У всей группы мысли о доме. Ужинаем сухим пайком, подаренным нам проводником австрийца. Завтра мы должны быть в Алма-Ате.

Ходовое время  2ч.30 мин.

20 августа (вторник)

р. Юго-зап. Талгар – пер. Озерный – Алма-Ата.

 66 км: 37,5 –грунтовая дорога, 28,5 -асфальт

Карта 6 (5 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев. – пер.Озерный – Алма-Аты

Карта 19 (1 км) р.Чонг-Кемин – пер.Озерный

Карта  20 (1 км) Бол. Алма-Атинское оз. – р. Бол. Алма-Атинка

Карта  21 (1 км)  р. Бол. Алма-Атинка – Алма-Ата

Схема 4. Перевал Озерный

Встаем с рассветом в 4:30. Перепаковываемся на езду. Хорошая солнечная погода. Утром реку можно перейти вброд. Переходим в месте впадения ее в р. Чон-Кеминеку переходим в менсте

Переправа через Юго-Западный ТалгарШирина брода 25м, глубина 0.3м, сильное течение. Далее продолжаем движение по травянистой полевой дороге.

Вид на перевал Озерный с переправы через р. Кель-Алматы4,4 (852,9) (h=2840)  – брод через реку Кель-Алматы, правый приток Чон-Кемина. После брода оказалось несколько дорог и троп в сторону перевального серпантина. Группа разделилась по «понравившимся» дорогам.

Подъем по серпантину на перевал озерный с реки Чон-КеминСерпантин перевала Озерный. Вид на долину р. Чон-Кемин в сторону дороги на пер. Кок-Айрык5,5 (854,0) – полевая дорога забирает круто вверх и выходит на первый виток серпантина дороги, идущей к пер. Озерный. Дорога на этом участке крупно-щебеночная, идет серпантинами, кое-где приходиться идти пешком, но таких мест очень мало. Сверху открывается красивый вид на долину р. Чон-Кемин. 

~ 10 (858,5) – серпантин заканчивается,  дорога  становится более пологой и ровной и идет вдоль реки. Местами встречаются глубокие промоины. Машина без подкладки длинных досок не проедет.

15,5 (864,0) – пер. Озерный (3563м).  Встречаем здесь алма-атинскую женскую горную группу. У них ПВД на 2 дня. Нас уПеревал Озерный. Группа из Алма-Атыгощают конфетами и чаем с лимоном. Съедаем у девушек  все, что нам любезно предлагают. Мы в Казахстане.

Спуск с перевала идет по крупно-щебеночной дороге.

Переправа через р. Озерная. «Сносит» В .ИвлеваПереправа через р. Озерная. С. Емельянов22 (870,5) ( h=2930 )  – на нашем пути р. Озерная. Высокая вода. Ширина 30 м, глубина 0.5. Сильно сносит,  дно очень неровное, много крупных камней.

Большое Алма-Атинское озероПеред Большим Алма-атинским озером дорога поднимается круто вверх (идем «велопешком») и обходит озеро справа.

29 (877,5) ( h=2515)  – плотина на озере. Само озеро ничего из себя не представляет. Дорога вверх закрыта шлагбаумом. Вот почему мы не встретили ни одной машины.

Мост в аварийном состоянии у плотины Б. Алма-Атинского озера29,5 (878,0) – мост. На мосту табличка “Охранная зона. Проезд закрыт…”. Убеждаемся в правоте казахского инструктора, с которым мы беседовали на берегу Чон-Кемина. Он сказал, что автодорога через перевал Озерный “не жилец”, т.к. она не выгодна Казахстану.

Далее качество дороги улучшается, видно, что за дорогой следят.

32,5 (881,0) ( h=2300)  – отель

37,5 (886,0) ( h=2040)  –  ГЭС-1. Гравийная дорога выходит на сильно разбитую асфальтовую дорогу, быстро ехать по ней опасно, приходится объезжать и прыгать через многочисленные ямы. Начинается сильный дождь. Юра прокалывается.  Ждем его перед лавинозащитной плотиной и перекусываем на автобусной остановке. Дорога проходит через престижные лесистые места отдыха алмаатинцев. Вскоре появляется солнце, и мы буквально слетаем в город.

53 (901,5) – окраина города, развилка дорог. Мы едем вправо по достаточно оживленной городской трассе.

Железнодорожный вокзал Алма-Аты66 (914,5) ( h=800 ) — ж. двокзал Алма-Аты 2. Окончание маршрута. Меняем деньги и пытаемся найти место в гостинице. На вокзале все гостиницы заняты, а в городе они по 400 руб. за сутки с человека. Нас выручает Юра. Мы едем к его знакомому Алексею в частный недостроенный дом. Нас очень хорошо приняли и разместили на ночь.

Ходовое время 4 ч 20 мин

 

21 — 22 августа (среда, четверг)

Алма-Ата. "Кусочек" РоссииОтдых. Смотрим город. Более полудня занимает у нас такое необходимое нам мероприятие, как регистрация в Казахстане. Нас чуть не привлекли к административной ответственности (см. приложение 5) за то, что явившись в УВД мы не смогли предъявить никакой отметки о времени въезда в Казахстан. Маразм! Заплатив уже перед закрытием УВД по 150руб., мы получили свидетельство о регистрации. И это только благодаря героическим усилиям нашего командира. День был потерян, но могло быть значительно хуже. У всех остался неприятный осадок. Надо сказать, что если бы мы не оформили бы свидетельства, то были бы ссажены с поезда и привлечены  штрафу в размере 120$ с чел.

23 — 25 августа (пятница — воскресение)

День отъезда. Встаем затемно на ранний поезд №7 Алма-Аты — Москва отправлением 8:02. Прощаемся с гостеприимным хозяином. До вокзала нам 15мин. езды. Перед входом на вокзал багажный контроль. Здесь жирные казахи “доят” себе тенге. С нас они тоже получили 800, но на этом наши трудности не закончились. Проводники отказались сажать нас с велосипедами в вагон. L Бригадир поезда еще более усугубил наше положение. Хотя на этот раз обошлось без денег, нам пришлось уступить одно из спальных мест. Уезжая с вокзала, мы были очень злы на всех казахских чинушей. Особо неприятно ощущать себя абсолютно незащищенным от наглых и хамских действий казахских властей. LLL Дорога в Москву больше не причинила нам никаких неприятностей.

Приехали в Москву на Казанский вокзал  в 10:27. Нас встречала жена Димы – Маша. Мы дома, хотя Вите еще добираться до Твери, а Юре — до Харькова.

Запись опубликована в рубрике Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Тянь-Шань, август 2002 г.

Добавить комментарий