Тянь-Шань, август 2002 г.

6 августа (вторник)

юрта чабана на подъеме к пер. Тосор – пер. Тоссор – оз Чункур-Кель.

24 км:  23 – грунтовая, тракторная дорога, 1 — тропа

Карта 4 (5 км) р.Болгарт – пер.Тон – Боконбаево —  пер.Тосор – пер. Кереге-Таш – Барскоон

Карта 11 (2 км) пер. Тосор – пер. Кереге-Таш – под пер.Сары-Мойнок  — Барскоон

Карта 14 (1 км) Тосорчик – р.Тосор

Карта 15 (1 км) пер. Тосор – пер. Кереге-Таш – под пер.Сары-Мойнок

Солнечное утро. Погода хорошая. Пока готовится завтрак, мы фотографируемся в юрте у чабана, Дорога на перевал Тосор. Вид «назад». До перевала – 9 кма Юра ремонтирует заднюю втулку  ХВЗ. Выезжаем в 7:50. Дорога серпантином продолжает подниматься вверх .

3,4 (425,4) – встречается последняя юрта чабанов. Начинаются участки очень крутого подъема с крупным щебнем, движение либо пешком, либо “на ногах”. На некоторых участках можно идти только пешком.

4,8 (426,8) ( h=3280)   — дорога входит в ущелье со снежниками над нами. Едем или на передачах 1:1 или «велопешком», хотя больших камней на дороге пока меньше, чем внизу. Речка – справа по ходу. В русле лежат огромные камни (с дом, с грузовик и т.д.). Солнечно, ближе к обеду появились небольшие облака. Прохладно.

5,8 (427,8) ( h=3360) – чистейший ручеек пересекает дорогу. Впереди, слева и справа  заснеженные горы.

6,2 (428,2) ( h=3390) – удобное место стоянки . Слева от дороги – зеленая полянка с ручейком.

8,0 (430) ( h=3470) (t=11:08) – по дороге течет ручей.  

8,1 (430,1) – дорога проходит по мосту – трубе, в которой течет бурная речка.

9 (431) ( h=3540) –  дорога идет близко от р. Тосор.

9,3 (431,3) ( h=3570)  — мост — огромная труба. Поток спускается с ледника слева от дороги.

10,8 (432,8) ( h=3640)  — дорога еще более ухудшается, оползни.

12,0 (434,0) ( h=3793) – дорога идет по огромной морене. Камни, осыпи. Крутой подъем. Впереди видны остатки какого-то  сооружения из бетона, возможно моста, снесенного оползнем. Этот участок дороги часто «исчезает», т.к. морена движется, и тогда даже на лошадях трудно проехать. J

Последний подъем перед перевалом12,5 (434,5) ( h=3845)  – дорога становиться более пологой и плавно уходит влево на перевал, справа – большой ледник. Вид с перевала «назад»13,3 (435,3) (h=3905) – перевал Тосор.
На  перевале Тосор Высота по карте 3893 м.  На перевале приличный ветер. На дороге лежат огромные валуны, скатившиеся сверху, и машины-вездеходы могут едва протиснуться между ними. Дорога разбита, и видно, что она умирает. Еще пару лет такого положения, и ее просто засыплет камнями.  С северного склона течет ледник. Устраиваем небольшой перекус, и дожидаемся, пока соберется вся группа. Спускаемся вниз. Нам открывается восхитительный вид на долину и горы Спуск с перевала Тосор в долину р. Ашуулуу-Тёбе Спуск — очень крут, дорога засыпана крупными “незакрепленными” камнями. 

14 (436) ( h=3850) – чуть ниже перевала дорогу пересекает широкая (10 м), но не глубокая речка (0,2).

15,5 (437,5)  ( h=3710) – развилка дорог. Еле заметная дорога на оз. Чункур-Кель уходит влево от основной щебеночной дороги. Эта пастбищная дорога сильно разбита и идет к юрте чабанов.

16,4 (438,4) (h=3615) — юрта. Нас приглашают в юрту и угощают чаем, со сливками и лепешками. Мы в свою очередь ответили колбаской. Поговорили, сфотографировались.

«Обитатели» юрты оказались образованными людьми. Половина из них живет в Бишкеке, а это что-то типа дачи,  которая обеспечивает основой «прокорм» от стада для большой семьи. У них даже есть большое стадо «полудиких» яков. Это был самый теплый прием за весь поход. Спасибо вам!. Хозяин вызвался немного проводить нас, а заодно половить форель в местной речке. Рыбалка заключается в том, что он на лошади по течению загоняет рыбу в сачок, который ставиться в узком месте реки. Сачок держит Сергей.

Здешняя местность — высокогорная пастбищная долина. Встречаем стадо яков. Дорога постепенно пропадает, и мы движемся по азимуту. Лучше брать правее – именно там ледник спускается с горного склона, образовывая оз. Чункур-Кель. Неоднократно приходиться переходить вброд небольшие речки. Участками можно ехать.

21 (443) (h=3684 м) – перевал Кереге-Таш. Этот водораздел в подболоченной долине никто не заметил, кроме штурмана. J

Переходим вброд несколько нешироких, но глубоких, 1м и более, с вязким дном, речек-проток.

24 (446) (h=3670)– стоянка на сухом холмике между протоками недалеко от оз. Чункур-Кель. Берега озера сильно подболочены. Сильно холодает к вечеру. Температура — 6 градусов в 18.30, 3 градуса в 21.00.

Ход время 5:31.

7 августа (среда)

оз. Чункур- Кель – ущелье реки Кереге-Таш  – площадка у реки под ледником г.Чымчык 

 13,5 км:  7 км – тропа, 6,5 км – горная каменистая тропа, бездорожье

Карта 4 (5 км) р.Болгарт – пер.Тон – Боконбаево —  пер.Тосор – пер. Кереге-Таш – Барскоон

Карта 11 (2 км) пер. Тосор – пер. Кереге-Таш – под пер.Сары-Мойнок  — Барскоон

Карта 15 (1 км) пер. Тосор – пер. Кереге-Таш – под пер.Сары-Мойнок

            Ночью было холодно, с утра солнце. Справа оз. Чункур — Кель. Переупаковываем рюкзаки под “пешку”. Идем по слегка просматриваемой тропе. На некоторых участках можно ехать. Езда с хорошо загруженным горным рюкзаком на спине — это непередаваемые ощущения J.

0,9 (446,9) (h=3670) – справа маленькое озерцо, за ним – большое озеро Чункур-Кель.

1,4 (447,4) (h=3674) – справа еще одно маленькое озерцо.

2,0  (448) (h=3673) – справа и слева небольшие озера, слева – проточное, справа – не проточное.

Переправа через реку Кереге-Таш у впадения притока из озера Чункур-Кёль4,4 (450,4) (h=3635) – спускаемся к реке Кереге-Таш и форсируем вброд два ее рукава шириной 10 и 40 м с крупными камнями на дне,  местами с вязким дном. Тропа идет левым склоном  ущелья, хотя на карте показана тропа по правому склону.

4,7 (450,7) (h=3650) – идем по левому берегу реки, луг-болотце. Дождя нет, но тучи ходят, а в горах на севере гремит сильная гроза.

5,5 (451,5) (h=3650) – идем по небольшой возвышенности, далеко справа от нас –река.

6,5 ( 452,5) (h=3625) – спустились к небольшому ручейку. Стоянка пастухов (пустая), где прячется в низинке от ветра скот, перекладина для разделки туш, какие-то железки торчат.

«Каменный мост» через реку Кереге-ТашНа «каменном мосту»7,2 (453,2) (h=3590)  – подходим к реке, на одном из участков она полностью завалена огромными глыбами в 1 – 2 м в диаметре. ).  Только здесь можно пересечь эту горную реку, что мы и делаем, по очереди перенося рюкзаки и велосипеды и прыгая как горные бараны с камня на камень. J

7,4 (453,4) (h=3590) — после переправы устраиваем обед на тропе в нише между огромными валунами. Дует сильный ветер, облачно.

Идем по правому берег реки. Над нами наверху по правой стороне ущелья тянутся  небольшие ледники, которые дают истоки многочисленным горным речкам, которые во второй половине дня превращаются в мутные потоки, несущие камни, которые при переправе могут представлять серьезную опасность. Сравнивая впечатления от этого участка с группой Л. Исакова (Москва), проходившего его примерно в это же время, можно сделать вывод, что состояние этих речек сильно зависит от погоды и времени суток. Нам не повезло.L

Переправа через первый правый приток Кереге-Таша. Встреча с группой немцев8,5 (454,5) (h=3515)  – тропу преграждает мощным потоком правый приток Кереге-Таша. Ищем место переправы, и находим его в самом устье – это наиболее безопасное место, хотя приходится заходить по колено в основную реку. Брод ~20 м шириной,  0.4-0.5 —  глубиной, с каменистым дном. На переправе мы встречаемся с группой конных иностранных туристов в сопровождении проводника, они едут к оз. Чункур-Кель. Сергей оказывается знаком с проводником из Бишкека – Анатолием (экс-велотуристом) по походу 1992 г. на Иссык-Куль. Недолгий разговор, и мы расходимся, поджимает время. Нам вниз по реке.

9,5 (455,5) (h=3440) – еще один брод через горный поток до 10 м шириной и глубиной до 30 см. За переправой – хаос больших камней.

10,8 (456,8) (h=3390) – очередной брод через рукава горной речки примерно по 10 м шириной и глубиной  до 30 см. Сейчас четыре часа дня, и они превратились в мутные потоки.

11,6 (457,6) (h=3360) – очередной горный ручей преграждает дорогу (ширина 5-7 м, глубина до 30 см)

11,9 (457,9) (h=3355) – хорошая площадка для стоянки: ровно, сухо, рядом чистые ручейкиВид «назад» на долину Кереге-Таш

 Тропа по каньону реки Кереге-ТашДалее до 12.8 км тропа обходит прижимы реки и нам приходится лезть вверх по склону.

12,4 (458,4 ) (h=3350) – тропа идет крутым склоном по каньону, много камней, часто несем велосипед на руках.Тропа вдоль реки Кереге-Таш

12,8 (458,8 ) (h=3290) – тропа спускается к еще одному притоку, поделенному на рукава. (ширина до 10 м, глубина – до 30 см)

13,5 (459,5 ) (h=3260) — стоянка у реки в небольшой ложбине с ручейком, выходящим из скалы. Площадка – на 2-3 палатки. Решили встать, т.к. при разведке оказалось, что впереди ровных площадок нет. Только поставили палатки, как начался дождь, который шел до середины ночи. Повезло! J

            Ходовое время 3:42 мин

8 августа (четверг)

            площадка у реки под ледником г.Чымчык  – под пер. Сары-Мойнок – Барскоон – панс. “Эдельвейс”

44 км: 29,5- грунтовая дорога, 9,2- асфальт, 5,3- тропа с множеством локальных препятствий

Карта 4 (5 км) р.Болгарт – пер.Тон – Боконбаево —  пер.Тосор – пер. Кереге-Таш – Барскоон

Карта 11 (2 км) пер. Тосор – пер. Кереге-Таш – под пер.Сары-Мойнок  — Барскоон

Карта 15 (1 км) пер. Тосор – пер. Кереге-Таш – под пер.Сары-Мойнок

Утром облачно и прохладно. Проходим прижим тропы буквально по воде. Тропа намокла, и на осыпных участках ботинки не держат. Встречаем пасущихся коров, значит дорога не очень далеко.  .

0,8 (460,3) (h=3240) — очередной ручей, хотя и утро, но постарался ночной дождь, поэтому видно, что ручей вышел из своего обычного русла и разлился, как и вчерашние речки, на несколько рукавов. В русле – большие камни. Тропа идет по каменному хаосу. Идти очень трудно.

1,3 – 1,4 (460,7 — 460,8)  (h=3200) – переходим горную речку со множествами рукавов. На тропе -большие камни.

2,0 (461,5)  (h=3190) – опять ручей.

2,9 (462,4) (h=3160)  — брод через разлившуюся горную речку. (несколько рукавов, ~ 25 м шириной)

3,9 (463,4) (h=3180)  – в метрах 300 вверх от реки — палатка чабана. Юра, Сергей и Дима поднялись к ней с нижней тропы  и узнают от него о прохождении здесь группы Исакова около двух недель назад. (Интересно, как их сюда занесло? Почему они изменили маршрут?).  Нас угощают айраном и сливками, но хотя живут очень бедно предложенных денег не берут. Оставляем весь наш запас конфет для маленького ребенка.

4,4 (463,9) (h=3100) — брод через глубокую горную речку примерно 10 м шириной. 

4,8 (464,3) (h=3075) – брод через горную речку (рукав предыдущей речки?). Далее идет траверс по склону в сторону перевала.Вид на ущелье р. Кереге-Таш в сторону пер. Сары-Майнок

5,3 (464,8) (h=3080)  – группа выходит по тропе под пер. Сары Мойнок в районе 35 км указателя. Моросит дождь.  До вершины перевала около 500 м   вверх по дороге.  Переупаковываемся для того чтобы катить и начинаем спуск с перевала по крутому серпантину.

 Эта дорога используется для вывоза руды с золотых и урановых рудников, расположенных в горном массиве Ак-Шийрак и разрабатываемых канадцами. 

Дорога  – хорошо укатанный грейдер. На некоторых участках идет ее спрямление и замена мостов.

После спуска по перевальному серпантину дорога выходит к реке Барскоон , пересекая ее в трубе недалеко от места впадения в нее р. Керегеташ.

 9,8  (469,3) (h=2760) — экологический пост со шлагбаумом. Пока мужик у поста не «въехал» в ситуацию,  быстро проскакиваем вниз мимо  (как бы мзду не запросил) ☺. А вот на подъеме пришлось бы тормозить.

11 (470,5) (h=2730)– справа от дороги полузаброшенный дом. Правый приток Барскоона р.Дюнгюрёмё проходит через трубу под дорогой.

12,3 (471,8) (h=2700) – мост через р. Барскоон. Слева за мостом  — дом.

13,3 ( 472,8) (h=2680) – строительство нового моста через р. Барскоон. Ремонт дороги. На этом участке езда на вело по свежей отсыпке — не «сахар».

19,3 (478,8)  (h=2420) – мост через Барскоон. Вокруг растут ели. Широкое ущелье реки. Слева и справа нависают коричневые скалы. Красиво.

Проезжаем огромный валун с изображением Гагарина. Оказывается здесь раньше находилась элитная база отдыха космонавтов, вернувшихся с орбиты. Останавливаемся посмотреть красивый водопад и беседуем с дорожниками.

20,8 ( 480,3)  – опять спрямляют дорогу. Меняют мост через р. Барскоон.

23,1 (482,6) (h=2240) – мост через р. Барскоон. Перед мостом спуск 12%. Памятник строителям дороги – самосвал «Камаз» на постаменте.

25,4 (484,9) (h=2160) – мост через р. Барскоон.

27,3 (486,8) (h=2080) – мост через р. Барскоон.

32,8 (492,3) (h=1900) —  развилка дорог. Влево в каньон уходит новая «технологическая» дорога для перевозки груза с рудников. Вправо – наша дорога в поселок Барскоон.

34,8 (494,3) – начало асфальта. Слева от дороги – мусульманское кладбище.

40 (499,5) – въезжаем в Барскоон. У колонки с водой с нас требуют документы и регистрацию местные охранники правопорядка. Но т.к. мы к этому готовы, то никаких проблем не возникает. Это был единственный случай, когда на территории Киргизии нас остановила милиция.

Договариваемся с хозяином по поводу абрикосов и сами рвем их с дерева, заплатив 5 сом/кг. Не мелочимся, берем ведро абрикосов и несколько головок чеснока.  Нужно пополнять ослабленный организм витаминами и другими полезными элементами J. В центре поселка закупаем хлеб и печенье. Местная валюта на исходе, а поменять ни доллары, ни рубли мы не смогли.

42,1(501,6)  (h=1660) – въезжаем на трассу вокруг озера Иссык-Куль.На выезде из Барскоона

44 (503,5) (h=1630) – пансионат “Эдельвейс”. Останавливаемся здесь за 4$ с человека, включая ужин и завтрак. Нам дают 2 комнаты в домике. Разместившись, идем купаться. Перед ужинам разминаемся своим супчиком с палкой колбасы. Вечером моемся в душе «люксовых» номеров (отдельное спасибо девушке, которая навела нас на эту превосходную идею). А после «помывки» просматриваем отснятый поход через экран видеокамеры.

Ходовое время 3ч 14 мин

9 августа (пятница)

            пансионат “Эдельвейс” — Кызыл Суу – за Джети Огуз    

 70 км: 70 — асфальт (местами сильно битый)

Карта 5 (5 км) Кызыл-Суу (Покровка) – Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол (Пржевальск) — Тюз

Карта 12 (2 км)  Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол

            Спим на настоящих кроватях до завтрака. О ужине и завтраке можно сказать – это не еда, хотя с другой стороны что можно требовать  за 4 доллара. Но мы отмылись и просто почувствовали себя людьми. Под одобрительные взгляды соседей устроили свою кухню и столовую у домика. В 11 час выходим на трассу. Едем очень быстро,  стараемся не останавливаться. Дорога оставляет желать лучшего: асфальт советских времен и  местами весьма битый. Интересно, как здесь на «трубках» проводят международные велосоревнования. J

37,5 (541,0 ) (h=1760) – перекус в Кызыл Суу (Покровка) китайской кухней: ашлан фу, пельмени и пиво. После такой пищи тяжело ехать. В Кызыл Суу с трудом поменяли 50 долларов (1:44 сом). Едем дальше до поворота на Джети Огуз

59 ( 562,5) ( h=1710)  – поворот на Джети Огуз. Собираемся и фотографируемся.Поворот на Джети-Огуз

63 (566,5) ( h=1780)   — В сопровождении эскорта «хулиганистых» пацанят на лошадях въезжаем в районный центр Джети Огуз. Дорога асфальтированная. Проехав  поселок, начинаем подниматься к курорту Джети-Огюз вдоль одноименной речки.

70 (573,5) (h=1940)  – встаем на ночевку на хорошей площадке у реки в зарослях барбариса. Съезд у 5 км столба дороги.  Делаем большой костер. На ужин варим барбарисовый компот.

Ходовое время 3ч 25мин.  Средняя скорость 20,7 км/час (чуть-чуть размялись на асфальте J  ).

10 августа (суббота)

            за Джети Огуз – р. Телеты – цирк у р. Зап. Телеты.

25 км: 3,5 – грейдер, 15 – грунтовая горная каменистая дорога, 6,5 – тропа с участками бездорожья

Карта 5 (5 км) Кызыл-Суу (Покровка) – Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол (Пржевальск) — Тюз

Карта 12 (2 км)  Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол

Карта 16 (1 км) курорт Джеты-Огюз – пер.Телеты – р.Каракол

Схема 1. Подъем на пер. Телеты

С утра солнце. Пьем барбарисовый компот и выходим в 8:45.  Качество дороги быстро ухудшается, и скоро «советский» асфальт превращается в «загрунтованный».  Слева и справа от нас сильно выветренные красные скалы. Очень красиво.

5,0 (578,5 ) (h=2000)  – питьевой курорт Джети Огуз. Он  действует и очень популярен. Лечат желудочно-кишечные заболевания. Нам разрешают подъехать к родниковому источнику.

5,6 (579,1 ) – пробуем воду из родника. Мнения группы разделились на противоположные. Возвращаемся обратно и посещаем местное отделение связи. Заказ разговора с  Москвой стоит 60 р. за 3 мин. Основная дорога идет только до курорта, поэтому  выше покрытие сильно ухудшается.

6,6 ( 589,1) (h=2050) — за курортом стоит шлагбаум – пункт собирания «мзды» для въезда в национальный парк.

7,4 – 14,4 – один за другим проезжаем 6 мостов через р. Джети Огуз. Расположение мостов на военной двухкилометровке весьма приблизительное.

7,4 (580,9)  ( h=2105)  — 1-й мост через реку

8,2 (581,7)  ( h=2130)  — 2-й мост через реку

8,6 (582,1)  ( h=2140)  — 3-й мост через реку

9,4 (583,2) ( h=2170)  — 4-й мост через реку

11,2 (584,7) ( h=2240) — 5-й мост через реку

14,4 (587,9) ( h=2345) — 6-й мост через реку (переходим на правую (орографически) сторону реки.

Подъем после четвертого мостаПо пути в одной из юрт покупаем айран и перекусываем. Дорога участками сложная с очень крутыми подъемами и движением «велопешком».

17 (590,5)  –  так называемая «поляна цветов» без цветов. За ней встречаем группу пешеходников, готовящихся завтра идти на наш пер. Телеты. В лагере у них полно продуктов, раскладные туалеты, кресла и, что бросилось в глаза, – огромный диван. Познакомились с инструктором Востриным Володей ( Бишкек ул. Чапаева 98 – 2). Выяснили что ведет он немцев, а немцев здесь проводники не любят – самые придирчивые туристы и требуют много комфорта на маршруте.

17,5 (591,0) ( h=2515) – автотракторная дорога вдоль р. Джеты-Огюз  заканчивается. Пересекаем мост через р. Телеты Зап. и встаем на обед. Пока готовится суп, Сергей и Дима уходят на разведку вверх по реке. После разведки решено перепаковаться  на пешеходный режим. Сначала идет крутая каменистая тракторно-лесовозная дорога, которая быстро заканчивается (~ через 1км).

18,5 (592,0)  – тропа вьется по лесу по каньону речки. Лес, между прочим, достаточно редкое явление на просторах Киргизии.

Переправа через р. Западный Телеты19,6 (593,1) ( h=2680) и 19,7( h=2685) – две водные переправы вброд по 10м шириной и 0.4 — 0.7 м глубиной через рукав реки на остров и с острова. Обход прижима. Вторая половина дня – вода в реке высокая. Течение очень сильное. Саша «проваливается» и мочит рюкзак и трусы. За переправой на нашем берегу лес заканчивается.

 

Тропа вдоль р. Западный Телеты выше впадения р. Аютор Западный21 (594,5) ( h=2880) – юрта чабана. Имеются участки очень крутого подъема.

 Мы выходим на высоту субальпийских лугов с редкой растительностью. Лишь на северных склонах встречаются редкие еловые леса. На тропе встречаются «подкопы», сделанные сурком. Саша глубоко проваливается в нору и чуть не ломает ногу.

25 (598,5) ( h=2960) – встаем на ночевку на холме над рекой в цирке. Складываем очаг из камней и разжигаем сухой можжевельник и арчу. Быстро холодает. На юго-востоке виден большой горный массив, покрытый ледником.

            Ходовое время 4ч 40 мин.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Тянь-Шань, август 2002 г.

Добавить комментарий