Тянь-Шань, август 2002 г.

1 августа (четверг)— День рождение руководителя группы

у поворота на Лакол – пер. Джелпак Бель – долина р. Балгарт.

 71 км:  20 — грейдер,51 -грунтовая дорога

Карта 3 (5 км) Сары-Булак – пер. Джалпак-Бель – р.Болгарт

Карта 4 (5 км) р.Болгарт – пер.Тон – Боконбаево —  пер.Тосор – пер. Кереге-Таш – Барскоон

Карта 8 (2 км) Ак-Кыя – долина р.Кара-Куджур

Карта 9 (2 км) пер.Джалпак-Бель – р.Болгарт

            Утром солнечно. Место ночевки в долине реки Кара-Куджур  Поют птицы. Половина группы чувствуют себя неважно и отказываются от завтрака ( адаптация, однако ☺). Выезжаем в 6:30. Дорога идет по широкой долине с небольшим подъемом.

0,5 (218,5) — развилка. Влево, вниз к мосту через Кара-Куджур идет грейдер на с. Лакол и с. Джер-Кечкю (Дергочка). Наша дорога, битый грейдер, идет прямо.

8 (226) – вправо уходит грунтовка к небольшому селению ( 5 – 6 дворов).

13 (231) (h=2791) —  вправо с нашей дороги уходит серпантин на пер. Чамал-Дилба

17,5 (235,5) – слева мост через р. Кара-Куджур и грунт. дорога в Джер-Кёчкю. Едем по грейдеру вдоль реки.

19,3 (237,3) (h=2870) – мост через р. Ийри-Суу, левый (орог.) приток р. Кара-Куджур. За мостом – песчанные горы, бульдозеры, транспортер, домики.

21,2 (239,2) – ЛЭП пересекает дорогу. Дорога уходит от реки и начинается подъем на локальный перевальчик.

24,6 (242,6) (h=3020)(t=9:06) – проезжаем локальный перевальчик.

25,7 (243,7) (h=3010) – мост через р. Ак-Таш. Рядом с дорогой — гравийные кучи, бульдозеры, транспортеры. Около реки – Кош.

28,2 (246,7) (h=3040) -самая большая поломка велосипеда за весь поход. У Димы треснул один борт заднего обода около стыка. Сказываются очень большие нагрузки при его массе  на обода при спусках, тормоза XT перегревают даже даунхильный обод Alex 24. Разбортовываем колесо и делаем накладку Ремонт заднего обода . Ремонт занял около двух часов. Вроде все получилось, но необходимо что-то делать в дальнейшем, т.к. Дима, который имеет вес около100 кг + рюкзак, остался без задних тормозов. Но пока мы можем ехать. На перевал дорога идет с участками крутых подъемов. В горах – гроза. У нас – небольшой дождь.

33,2 (251,2) (h=3220) (t=12:00) – ЛЭП подходит близко к дороге и дальше до перевала Джалпак-Бель идет справа от дороги.

34,6 (252,6) (h=3270) – пересекаем ручей

35,1 (253,1) (h=3285) – мост. Начался перевальный взлет.

35,7(253,7) (h= 3320) – перевал Джелпак-БельНа перевале Джалпак-Бёль .  Идет небольшой дождик с холодным ветром, поэтому долго не задерживаемся. На спуске очень холодно. Дождь усилился. Мы летим вниз с приличной скоростью. Дождь заливает глаза.

37,9 (255,9) (h= 3260 ) – первый ручеек на спуске.

47,7 ( 265,7) (h=2920) ( t=13:30) — спуск приводит нас в подболоченную долину рек Кара-Булак и Чардактуу-Суу, недалеко от озера Шор-Кель. Устраиваем обеденный перекус под дождем.

56,2  (274,2) (h=2899) —  мост через р. Таш-Кечюу. Недалеко – кош. Много юрт. Пасутся стада. Опять начинается дождь. После моста начинается подъем. У Вити дважды рвется  цепь Shimano. Починка ее (укорачивание) занимает минут 20.

60 (278) (h=3050)  — дорога поднимается на небольшую возвышенность.

63,5 (281,5) (h=2860) – мост через р. Кара-Саз. Дорога вдоль реки Кара-СазНедалеко в долине видно несколько юрт и кошей. Дорога  за мостом поворачивает вправо в очень красивое ущелье реки .

66,1 (284,1) (h=2820) (t=15:30)  —  развилка дорог. Наша дорога уходит влево на Арчалы. Вправо – на Нарын.

68,8 (286,8) (h=2720) – мост через р. Кара-Коман.  После моста – небольшой подъем.  Далее спуск к р. Болгарт.  

71 (289) (h=2700) (t=16:00) – встаем на ночевку на берегу реки Болгарт. Необходимо переспицевать 2 колеса. Димин задний обод сделать передним, а на место лопнувшего заднего обода поставить нормальный, который пришлось взять от переднего колеса Ромы (тоже 32 спицы). Остальные занимаются профилактикой своих велосипедов. Поломка оказала свой эффект на всех J. Переднее колесо с лопнувшим ободом ставим Саше, как более легкому. Процесс длится до темноты и завершается только утром следующего дня. Отмечаем день Рождения командира.

Ходовое время – 6ч. 30м.

2 августа (пятница)

            долина р. Болгарт – Джиил Суу – под пер. Тон

 37 км: 32,6  — грунтовая дорога,  3,8  —  тропа, 0,6 —  бездорожье

Карта 4 (5 км) р.Болгарт – пер.Тон – Боконбаево —  пер.Тосор – пер. Кереге-Таш – Барскоон

Карта 10 (2 км) р.Болгарт – ист.Джийлу-Суу – пер.Тон – Боконбаево

            Утром увидели лед на крыше палатки. Солнце быстро разогревает воздух. Пока готовили завтрак и собирались, Дима доспицевал оба колеса. Выходим в 8:15. Едем по правому (орог.) берегу р. Болгарт Вдоль р. Болгарт (не доезжая до моста к Арчалы.

2,7 (291,7) ( h=2720) –  мост через р. Болгарт. Через него идет дорога в Арчалы.

Мы продолжаем двигаться вдоль р. Болгарт. Грунтовая дорога постепенно ухудшается.

3 (292) – проезжаем домики на берегу. Есть электричество. Антенна. От жителей узнаем, что несколько дней назад в обратном направлении прошла группа Л. Исакова.

(непонятно, почему они изменили маршрут и график движения)

3,5 (292,5) (h=2730) – слияние р. Болгарт и р. Арчалы.

12 (301)– юрты, пастбища лошадей и бычков, можно ехать как нижней пастбищной дорогой, так и верхней – крупно-щебеночной.

19,5 (308,5) (h=2880) – мост через речку. Все предыдущие  русла – сухие Ущелье делится на два направления – р.Буркан и р. Джылуу-Суу

22,4 (311,4) (h=2920) – справа съезд к мосту через р. Джылуу-Суу. . Наша дорога идет  вверх по ущелью р. Джылуу-Суудолина Джилуу-Суу .

27,2 (316,2) (h=2970) – мост через правый (орог.) приток р. Джылуу-Суу. Несколько юрт. У моста часть ж/б арок рухнула. Дорога медленно умирает.

30,7 (319,7) (h=3030) – мост через р. Кашка-Суу – правый приток р. Джылуу-Суу.

Часть ж/б трубы обвалилась. Машина без подкладывания досок не проедет.  На обед (t=12:06) встаем у речки Кашка-Суу. Место превосходное, невдалеке горячий источник Джийлу-Суу. Впереди слева видны остатки серпантина на перевал Тон. Правее, по крутому берегу реки грунтовая дорога идет вдоль р. Учемчек (у горячего источника р. Джылуу-Суу меняет название) в сторону перевала Тосор.

Из отчета похода водников (1995 г.) [5]  мы узнали, что
«… недавно сошедший сель начисто смел несколько метров дороги на перевал Тосор, проходившей по скальной полке в глубоком ущелье. То же самое подтвердила группа конных туристов, только что вернувшихся оттуда, сказав, что пройти можно только свободным лазаньем…

… через перевал Тон не то — что машина, «барашка-марашка» J с трудом перебирается, а дорогу на перевал Тосор, чуть выше, еще в одном месте, размыло, и надо съезжать с дороги по колее, проложенной несколькими проехавшими трехосками, пересекать болотистую поляну вверх по реке, а затем и саму реку…». А что с дорогой стало в 2002 году ?

 К нам подъезжает группа молодых охотников киргизов. Шумная компания угощает нас кумысом, часть из них взялась нас проводить до места ночевки под перевалом. Едва мы отъехали от места обеденной стоянки, как встретили группу конных туристов из Франции, Австралии и Англии в сопровождении киргизских гидов. Поболтали (Дима  — по-французски, Саша – по-английски), и  сфотографировались на память.

Поворот с дороги вдоль Джилуу-Суу и Учемчек на перевал Тон32,6  (321,6) (h=3100)  – тропа уходит круто вверх от дороги , которая идет дальше на пер. Тосор. Мы там еще покатаемся, но позднее…  А нам нужно вверх к нашему первому “зачетному” перевалу — Тону.

Подъем «в лоб» на остаток дороги от источника Джийлу-Суу33,0 ( 322,0) (h=3160) – после очень крутого подъема по бездорожью , мы поднялись на остатки размытой дороги.

Переправа через речку над источником Джийлу-Суу33,6  (322,6) (h=3200) — наш путь пересекла небольшая горная река с мощным потоком (20 м, 0.5 м, крупные. камни). После разведки устраиваем переправу вброд . вечер. Первая треть подъема на ТонТропа постепенно выходит на заброшенную с 1991 г. горную тракторную дорогу, которая на некоторых участках засыпана осыпью .К вечеру сильно холодает. Расстаемся с нашими попутчиками.

36,1 (325,2) (h= 3465)  (t=17:40) – обход  прижима  по речке  (10 м, глубина 0.3 м, крупные камни) и прижим ( длина 15 м) с опасностью сползти с узкой скотопрогонной тропы. Темнеет.

37 (326) (h=3560) – находим неплохое место для ночной стоянки. Рядом вода. Ровной площадки найти не удалось, поэтому ставим палатки на достаточно крутом склоне, прямо на бывшей дороге. Все сильно устали. Холодно.

Ходовое время – 4 ч. 50 м.

3 августа (суббота)

под пер. Тон – пер Тон – кошара чабанов на  р. Тонг.

 12 км: 6  — скотопрогонная тропа, 2 — бездорожье, 4 — грунтовая дорога

Карта 4 (5 км) р.Болгарт – пер.Тон – Боконбаево —  пер.Тосор – пер. Кереге-Таш – Барскоон

Карта 10 (2 км) р.Болгарт – ист.Джийлу-Суу – пер.Тон – Боконбаево

Утром солнечно и даже тепло :).  Сергей с Димой делают разведку. Решаем идти по бывшей дороге, хотя казалось, что вдоль ущелья речки идти быстрее и легче. Тропа сразу же со стоянки круто уходит вверх. Кое — где приходиться идти по осыпным участкам.

1,7 (327,7) (h= 3750)

Утро. Вторая треть подъема на Тон

2,6 (328,6) (h=3860)– начинается сплошной осыпной участок вплоть до самого перевального седла. Прохождение этого участка сопряжено с серьезными трудностями т.к. крутизна осыпного склона более 50 градусов. 

 3,5 (329,5) (h=3970)

Последняя треть подъема на Тон
Седло перевала Тон

 3,8 (329,8) (h=4005) – тропа серпантином выводит нас на гребень с небольшой площадкой. Отсюда хорошо виден снежник.

4,0 (330) (h=4020) —  еще метров 200 и мы на перевале Тон.

Вид с перевала Тон на морену и урочище Ашуу-Тёр (истоки реки Тонг)

Уже на перевале нам преграждает дорогу первый снежник длиной ~ 50 м и склоном около 45 градусов.

Никакой тропы по нему нет. Нам приходиться тропить ее. Учитывая, что с нами рюкзаки и велосипеды – это занятие не для слабонервных. Снежник течет вниз метров на 500 и обрывается почти отвесной стенкой. Впереди как наиболее опытный идет Юра за ним Сергей.

Прокладывание маршрута по первому снежнику

4,2 (330,2) (h= 4010) -перебравшись на другую сторону, перекусив (t=12:30), мы неожиданно для себя видим еще два языка снежника примерно в 100 и 70 м с тем же 45 градусным уклоном.

После второго снежника
Перевал Тон. Тропа уходит под снежникПочесав репу и выругавшись опять топорами рубим ступеньки, т.к. часто встречается лед. Все это занимает много времени и требует особой осторожности. Все участники “шоу” идут в горных ботинках, перенося сначала груз, а затем велосипеды. Вид на второй и третий снежники

5,1 (331,1) (h=3920) – перешли четвертый, маленький снежник шириной 10 м, края его сильно обледенели. Идет небольшой дождь. Скользко. Рома упал L. Саша успел его вытащить J. Движемся по бывшей дороге, за очередным поворотом встречаем еще один – пятый язык снежника шириной около 50 м. Опять рубим ступеньки. Сложность заключается в том, что моросит дождик и снежник “теплый”, т.е. сильно подтаял: высока опасность схода лавины. Понимая это и чувствуя приближение ненастной погоды, осознанно идем на риск, соблюдая повышенную предосторожность! Выставляем наблюдателя и переходим снежник по одному. Учитывая, что для четверых участников это первый опыт по прохождению снежника, можно представить состояние некоторых из нас. J При всем при этом все получили  хороший туристский горный опыт.

5,6 (331,6) (h=3860) (t=15:38) – остатки дороги начинают крутым серпантином спускаться вниз. Местами она оползла. Идем «велопешком». После снежников спуск доставил нам удовольствие. Дорога каменистая. Многие из нас первый раз скользили по «сыпухе» вниз, срезая витки серпантина, и это им определенно нравилось. J Общий вид пяти снежников на спуске с перевала Тон

7,6 (333,4) (h= 3600) (t=16:28) – спустились к ручью. Остатки трубы – моста. В горах – гроза. По левому склону ущелья идет дождь. Мы движемся по правой стороне.

8,3 (334,3) ( h=3520) –  дорога пересекает речку – правый приток р. Тонг. Разрушенный мост – труба. Машины переехать не могут. Брод. ( 6 м, 0,3, камни). Начался сильный дождь.

12,0 (338) (h=3140)– кошара чабанов. Дождь. Температура 6 град. Встаем (t=17:00) невдалеке от коша с разрешения хозяина. Нас угощают сливками и айраном. Интересен быт местных чабанов.

Ходовое время – 7:10.

4 августа (воскресение)

Кошара чабанов – Туура-Суу – Боконбаево – Тон – берег ИссыкКуля.

 51 км: 28 — асфальт, 23 -грунтовая дорога

Карта 4 (5 км) р.Болгарт – пер.Тон – Боконбаево —  пер.Тосор – пер. Кереге-Таш – Барскоон

Карта 10 (2 км) р.Болгарт – ист.Джийлу-Суу – пер.Тон – Боконбаево

Ночью идет дождь. Хорошо, что мы прошли снежники. Утром облачно. Покупаем у чабана сливки, киргизcкое масло и выезжаем. Достаточно хорошая щебеночная дорога. Спускаемся вниз по долине реки.

0,5 (338,5) (h=3095) (t=8:17) – мост через речку Тонг в виде двух больших ж/б труб. Встречаем местных киргизов. Нас приглашают на кумыс. Даем одному киргизу прокатиться на велосипеде, он довольный поездкой предлагает в обмен на велосипед свою лошадь. Из разговора с чабанами узнаем, что машины типа Газ 66 до этого места ходят 2 раза в неделю. Машины забирают молоко и мясо. В стоящей рядом юрте живет целая семья киргизов с апреля по октябрь. На спуске у Саши прокол колеса ( да еще «помощник»-киргиз, захотевший покачать колесо, отрывает ниппельный сосок у запаски). Спуск к реке Кёк-БулакДорога пошла плохого качества – на некоторых участках крупные камни, ехать очень трудно, а ехать приходиться быстро, медленно двигаться под гору очень тяжело J. Дорога уходит влево вверх от р. Тонг, а затем спускается на правый берег р.Кек-Булак.

10,7 (348,7) (h=2320) – мост. Дорога  спустилась в долину, где Кёк-Булак впадает в Тонг.

13,4 (351,4) (h=2160) – ж/б мост через речку. Хорошая грунтовая дорога. Боконбаево – вправо. Странно, но уже на этой хорошей дороги прокалывается Юра.

14,3 (352,3) (h=2120) – дорога выходит на грейдер

15,4 (353,4) (h=2060) – ремонт колеса у Юры. Пробило обод. Правили обод на камнях топором.

16,5 (354,5) (h=2010) – въезд в Туура-Суу. На въезде в Туур-Суу. Вид на гору Кара-Орто Здесь есть магазин.

17,1 (355,1) –  в центре поселка у остановки и бани поворот вправо на Боконбаево. Участками грунтовая дорога сильно разбита.

17,6 (355,6) (h=1965) – мост через р. Тонг…

22,2 (360,2) (h=1840) (t=11:06) – въезд  в Боконбаево.

23,2 (361,2) – асфальт в Боконбаево, здесь много частных магазинов, работает рынок.

25,4 (363,4) – выехали на трассу вдоль озера Иссык-Куль.На выезде из Боконбаево

30 (368) (h=1650) — на большой скорости пролетаем поселок Тон.

34,4 (372,4) (h=1610) – встаем на берегу озера Иссык-Куль на обед. Неплохая по понятиям киргизов асфальтовая дорога идет вдоль берега озера, то приближаясь, то удаляясь от него. Виды на озеро очень впечатляют. Вдоль трассы много брошенных и недостроенных зданий туркомплексов, пансионатов и т.п. Пейзаж — как после войны. J  После обеда пытаемся «улететь» с попутным ветром от  дождевого  фронта.

47,6 (385,6) – прячемся от дождя на заброшенной бензоколонке. Рома и Саша «улетают» вперед.

Вечер на Иссык-Куле51 (389) – прокалывается Саша. 112/113 — километровый столб. Мы решаем встать пораньше на берегу озера, благо место оказалось очень приличным: песчаный пляж и нет проблем с дровами. Располагаемся и устраиваем праздничный ужин с большим костром. Пресной воды не было, поэтому все готовим на иссык-кульской слегка соленой. Суп удался, а вот чай и кофе пошел только с банкой сгущенки. Вечер был удивительным, озеро показало себя во всей своей красе. J Тогда были сделаны лучшие снимки  Иссык-Куля за весь поход.

Ходовое время 2 ч.47 м.

5 августа (понедельник)

берег Иссык Куля – поворот перед Тосором – юрта чабанов на подъеме к пер. Тосор

33 км: 11- асфальт, 22 – грунтовая  дорога

Карта 4 (5 км) р.Болгарт – пер.Тон – Боконбаево —  пер.Тосор – пер. Кереге-Таш – Барскоон

Карта 11 (2 км) пер. Тосор – пер. Кереге-Таш – под пер.Сары-Мойнок  — Барскоон

Карта 14 (1 км) Тосорчик – р.Тосор

Граница районов. На берегу озера Иссык-Куль, не доезжая до пос. ТосорчикУтром хорошая и солнечная погода. Купаемся в прозрачной воде. Выезжаем в 8:00. Катим с приличной скоростью. Фотографируемся на границе районов перед с. Тосорчик.

11 (400) (h=1625)  – небольшая «кафешка», сразу за ней поворот на пер. Тосор. В начале идет достаточно хорошая  грунтовая дорога.

11,7 (400,7)– навстречу группе выходит лесник. Рядом с дорогой находится его сторожка. Он сильно пьян. Пытается объяснить нам, как ехать, и что он тут большой начальник – получается это у него крайне плохо. Едва отъехали от сторожки как у Ромы вырывает ниппель камеры, чуть дальше у Юры “полетели” “собачки” в задней втулке. J Около часа ремонтируемся.

 

Дорога от Иссык-Куля вдоль р. Тосор. Вдали виднеется озеро~15 (405) (h=1760)– начинается крутой подъем вверх по реке. Едем на минимальных передачах. Иногда приходиться либо сходить с велосипеда либо вставать на ноги,  т.к. переднее колесо часто наезжает на крупные камни, и велосипед встает “на дыбы”. Проезжаем домик смотрителя дороги. Жарко и солнечно.

21,2 (410,2) ( h=2040)  – встаем на обед сразу после моста через реку Тогуз-Булак. Небольшая площадка, много дикой облепихи. Вдоль реки Тогуз-Булак идет высоковольтка. К нам подъезжает молодой киргиз, приглашаем его к столу, угощаем супом и салом. То, что это сало с ним сделало, достойно картины “Киргиз и сало”. J  Он  еще пару часов «вился» на лошади вокруг нас, выманивая у командира кусочки сала. Сразу за местом стоянки — очень крутая щебеночная дорога уходит в живописный каньон и с двух сторон зажимается скалами.

Дорога вдоль р. Тосор между впадением в него рек Токузбулак и Сари-Тёр22,8 (411,8) ( h=2160)  – дорога разветвляется. Влево – наша,  на пер. Тосор, а вправо, более хорошая на Боконбаево.
Разрушившаяся «главная» дорога перед кошем на левом берегу реки Тосор выше впадения р. Сары-Тёр23,8 (412,8) ( h=2205)   – дорога ухудшается и пройдя через кош ( 3 дома), «умирает». От коша переходим по мостику из трех экс-электрических столбов на правый (орографически) берег р. Тосор , где по крупным камням идет тракторная дорога. Ехать нельзя. Юра сильно отстал, у него на  «Туристе» «залипают» собачки. Выход у коша на правый берег р. Тосор на «основную» дорогу

Далее дорога  уходит серпантином вверх. Подъем очень тяжелый, т.к. дорога с крупными “незакрепленными” камнями. Сильно растягиваемся. Никакого автомобильного движения здесь нет, но «шестьдесят шестой» или трехоска вполне проедут.

27,8 (416,8) ( h=2550)  — слева от дороги – кош.

28,7 (417,7) ( h=2605) – слева от дороги — ручеек, кош, хороший дом.

32,7(421,7) ( h=2880)  — слева юрта, луговина, течет с горы ручей. Ищем место для стоянки. (t=16:31). 

33 (422)  – находим  место для стоянки, ведь впереди ничего подходящего не видно. Юрта чабана с семьей и многочисленные стада овец, коров и лошадей. Получаем разрешение на стоянку на его пастбище. Место не лучшее, но не “до жиру”,  как говорится. Располагаемся и идем в юрту знакомиться – закупаем айран, сметану, заказываем вареное мясо барана, и хозяин сам нам его готовит. Вечером —  холодно.

Ход время 5ч.05 м.

Запись опубликована в рубрике Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Тянь-Шань, август 2002 г.

Добавить комментарий