Общая смысловая идея похода, его необычность
Планируя этот поход, мы хотели ответить на вопрос: что такое «шестерка» согласно существующей на 2002 год методике категорирования велопоходов. Для того чтобы совершить экспериментальный поход 6 к.с. мы остановились на Тянь-Шане. Этот район традиционно считается одним из наиболее интересных туристских регионов. Здесь возможны походы любых категорий сложности.
Для велотуризма здесь имеются необходимые препятствия наивысшей категории сложности: крутые каменистые дороги, местами заброшенные; осыпные тропы по горным склонам, многочисленные горные реки и т.д. При всей своей сложности район привлек наше внимание наличием красивейших горных ландшафтов, чистым воздухом и хорошим отношением местных жителей.
Стратегически поход строился как своеобразная «ромашка» вокруг озера Иссык-Куль.
Мы уходили на горные участки и перевалы с берега озера и возвращались к нему обратно. Такое планирование позволило обеспечить наборы высот, достаточные для препятствий 5 и 6 категорий трудности, а в промежутках между определяющими препятствиями дать группе восстанавливать силы на берегу озера Иссык-Куль.
К необычности маршрута следует отнести первопрохождение горного перевала Телеты и ущелья Керегеташ на велосипедах. Кроме этого впервые был пройден перевал Тон с юга на север, а Сев. Ак-Суу с востока на запад.
Варианты подъезда и отъезда
В район путешествия можно добраться по железной дороге и самолетом. Из Москвы ходят поезда в Алма-Аты и в Бишкек. Поезд в Бишкек № 18 отправляется в 23:16. В Москву поезд № 7 из Алма-Аты отправляется в 08:02 . Поезда ходят не каждый день. Билеты на самолет и поезд в Алма-Ату стоят на 50% дороже, чем в Бишкек. Поэтому билеты на Бишкекский поезд пользуются повышенным спросом и билеты на поезд Бишкек-Москва надо покупать заранее или через Киргизскую турфирму. Стоимость билета в Бишкек плацкарты – 1700 руб. Купе — 2660. Стоимость билета в Алма-Ату плацкарты – 2650 руб. купе – 3500 руб. Авиабилеты очень дорогие, их стоимость существенно зависит от авиакомпании.
Из Бишкека (с вокзала) идет поезд из 3х вагонов в Рыбачье в 4:47 по московскому. времени, обратно он идет в 18:08. Цена билета — 1 доллар (45 сом)
Аварийные выходы с маршрута
Аварийных ситуаций на маршруте не произошло, но на случай из возникновения имелись варианты ухода по упрощенным маршрутам. Это относится к наиболее сложным пер. Телеты и Сев. Ак-Суу.
Изменение маршрута и их причины.
Изменений маршрута не было.
График движения
День пути |
Дата |
Участок |
Протя- |
Ходовое время, час* |
Покрытие/способ |
Метеоусловия |
1 |
29.07 |
Балыкчи – Оттук |
37 |
2:15 |
асфальт-36 |
облачно, кратковременный дождь |
2 |
30.07 |
Оттук-Кочкорка-леч.центр ЧонТуз |
89 |
4:57 |
асфальт-88 |
солнечно |
3 |
31.07 |
Чон-Туз – Сары Булак – у поворота на Лахор |
92 |
5:25 |
асфальт-56 |
облачно |
4 |
01.08 |
у поворота на Лахор – пер. Джелпак Бель – долина р. Болгарт |
71 |
6:30 |
грейдер-20 |
Солнечно, днем облачно, небольшие осадки, ветренно |
5 |
02.08 |
долина р. Болгарт –ист. Джийлу Суу – под пер. Тон |
37 |
4:50 |
грунтовая
дор.-32,6 |
солнечно |
6 |
03.08 |
под пер. Тон – пер Тон – кошара чабановна р. Тонг |
12 |
7:10 |
грунтовая
дор.- 4 |
Солнечно, Вечером облачно, дождь |
7 |
04.08 |
Кошара чабанов – Туура-Суу – Боконбаево – Тон – берег Иссык Куля |
51 |
2:47 |
асфальт-28 |
Облачно, небольшие осадки |
8 |
05.08 |
берег Иссык Куля – поворот перед Тосором – юрта чабанов на подъеме с пер. Тосор |
33 |
5:05 |
асфальт-11 |
солнечно |
9 |
06.08 |
юрта чабана на подъеме к пер. Тосор – пер. Тосор – оз. Чункур Кель |
24 |
5:31 |
тракторная
дор.-22 |
солнечно |
10 |
07.08 |
оз. Чункур Кель – река Кереге-Таш – площадка у реки под ледником г.Чымчык |
13,5 |
3:42 |
тропа-7 |
Солнечно. Вечером облачно, сильный дождь |
11 |
08.08 |
площадка у реки под ледником г.Чымчык – под пер. Сары Мойнок – Барскоон – панс. “Эдельвейс” |
44 |
3:14 |
тропа-5,3/ |
Утром облачно, днем солнечно. |
12 |
09.08 |
пансионат “Эдельвейс” — Кызыл Суу – за Джети Огуз |
70 |
3:25 |
асфальт-70 /вело |
солнечно |
13 |
10.08 |
за Джети Огуз – р. Телеты – цирк у р. зап. Телеты |
25 |
4:38 |
Грейдер-3,5 |
солнечно |
14 |
11.08 |
цирк р. Зап. Телеты – пер. Телеты – р. вост. Телеты |
11 |
6:00 |
тропа-11 / пешком |
солнечно |
15 |
12.08 |
р. Вост. Телеты – Каракол – залив Прживальского |
46 |
4:00 |
тропа-3/ |
солнечно |
16 |
13.08 |
залив Пржевальского – Тюп – Ананьево – близ т/б Иссык Куль |
108 |
5:00 |
асфальт-88 |
солнечно |
17 |
14.08 |
Дневка |
— |
— |
Облачно, небольшие осадки |
|
18 |
15.08 |
Дневка (вынужденная) |
— |
— |
Облачно, дождь идет круглосуточно |
|
19 |
16.08 |
близ т/б “Иссык Куль” – пер. Уч Куйген – пер. Кок Бель – р. Чон Аксу |
42 |
4:40 |
асфальт-12 |
солнечно |
20 |
17.08 |
р. Чон Аксу – верховье р. Аксу (под. пер сев. Аксу) |
19 |
4:50 |
грунтовая
дор.- 3,3 |
солнечно |
21 |
18.08 |
верховье р. Аксу (под пер. Сев. Аксу) – пер. Сев. Аксу – на спуске с ледника |
14 |
4:20 |
тропа-11 |
солнечно |
22 |
19.08 |
на спуске с ледника – р. Юго-зап. Талгар |
10 |
2:30 |
тропа-10 /вело, пешком |
Солнечно. Вечером и ночью — сильный ветер с дождем |
23 |
20.08 |
р. Юго-зап. Талгар – пер. Озерный – Алма-Ата |
66 |
4:20 |
грунтовая
дор.-37,5 |
солнечно |
* указано чистое ходовое время по велокомпьютеру
Техническое описание прохождения маршрута
25-29 июля
Собрались на Казанском вокзале недалеко от багажных касс. Нас шестеро, седьмой – Сергей Кириллов по работе не смог с нами поехать. Но он среди провожающих нас ребят. Сегодня мы все после рабочего дня, поэтому поезд Москва-Бишкек с отправлением в 23:16 нам очень подходит. Поезда на Бишкек ходят только по вторникам, четвергам и субботам. Не смотря на то, что мы “завесились” в багажной кассе, нас ни в какую не хотят пускать в вагон с велосипедом — обычная история. Но все же после недолгих препирательств и не без помощи бригадира мы заселились во 2 и 3 купе 11 вагона. Юра брал билет в Харькове и смог достать лишь плацкарту, о чем очень пожалеет в последствии. После стандартной процедуры закладки багажа мы вздохнули свободно и предались обычному для длительной поездки по ж/д делу — поеданию и попиванию припасенного для этих целей провианта. Времени впереди предостаточно – 72 часа….
Из наиболее полезного, что мы сделали за это время можно отметить решение финансового вопроса и распределение группового снаряжения. Продуктов на маршрут мы везли на 770 руб. каждый. Каждый принял “себе на рюкзак” по 4.8 кг группового снаряжения и по 6 кг продуктов. В остальное время группа морально готовилась к предстоящим трудностям….
К положительным моментам нашего жел/дор путешествия можно отнести отсутствие каких либо негативных моментов в дороге, чего нельзя сказать о Юре Васильеве ехавшим отдельно в плацкартном вагоне: к исходу второго дня пути в его плацкартном купе сидело/лежало уже 12-13 чел. Ни о каком нормальном сне не могло быть и речи…
29 июля (понедельник)
Балыкчи – Оттук.
37 км: асфальт –36, грунт. дорога – 1 км
(5 км) Рыбачье – Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон
Понедельник. Прибытие в начальную точку маршрута Балыкчи (старые названия: Рыбачье, Иссык-Куль). На вокзал г. Бишкек поезд прибыл в 1 час 20 мин. ночи по московскому времени. Еще в Москве мы узнали, что поезд на Балыкчи (Рыбачье) отправляется с той же платформы на которую мы прибыли. Было решено вещи не распаковывать и ждать подачи поезда. Попытки получить регистрацию в ночное время в вокзальном отделении милиции ничего не дали. Сначала все стражи порядка были заняты обыском своих сограждан, а затем вдруг обнаружилось, что регистрационных бланков у них четыре на нас шестерых. Чтобы не терять целый день, и уехать в Балыкчи единственным утренним поездом, решено было зарегистрироваться позднее, в начале маршрута. Светает около 3:30 по московскому времени. Местный поезд из трех вагонов подали за 5 мин. до отправления, а народа садится на него достаточно много. Нас сажают в первый вагон, и берут за проезд по 40 сом за каждого и 20 за каждый велосипед. Поезд идет медленно и долго – около 4.5 часов. Дорога очень живописна, т. к проходит через ущелье. Наша выгрузка и сборка проходит при небольшом дожде. Делаем отметку в маршрутной книжке и выезжаем в центр поселка на базар и в отделение УВД.
0,0 – вокзал п. Балыкчи. От вокзала идет приличная асфальтовая дорога. Узнаем как добраться до местного отделения УВД
4,0 – отделение УВД п. Балыкчи. Командир идет в паспортный стол и пытается зарегистрировать группу на территории Республики Киргизия. Нас постигает неудача – в этот день паспортный стол не работает, и нам предлагают ждать до завтра. Потеря целого дня для нас недопустима. Наши просьбы вызывают лишь сочувствие. Встреча с начальником УВД Салиевым Э.Г. в начале никаких результатов не дала, но уже спустя час он нас приглашает к себе, и после уплаты регистрационного сбора в размере 70 сом с человека, ставит свою печать на нашу бумагу с обещанием оформить завтра официальную регистрацию. Решаем не терять времени и заехав на базар закупаем дыни и арбузы. Цены на дыни и арбузы ненамного ниже московских, так как все они привозные из Узбекистана и равнинных мест Киргизии. Устраиваемся на обед в небольшом кафе около базара. Поражает восточное гостеприимство хозяйки.
У отделения УВД мы повстречали интересного и слегка навязчивого собеседника – Султана. Он много рассказывал об Иссык-Куле и устроил нам бесплатную экскурсию на территорию порта. Сейчас тут стоят на приколе множество ржавеющих экспонатов – былая слава грузовой мощи флотилии озера. Султан провожал нас на своем велосипеде аж за границу поселка, порекомендовал встать нам на территории заповедника близ Оттука. Наконец расставшись с Султаном, мы нажали на педали, и при скорости около 30 км/ч уже через час были на месте предполагаемой ночевки.
37,0 (h=1610) – место оказалось неплохим, в заповеднике на берегу озера Иссык-Куль, но местные лесники, тут же смекнув о возможной выгоде, попросили за стоянку 200 сом. Менять место было уже поздно, и мы выложили сумму, решив больше к таким услугам не прибегать. Купаемся в озере, очень мелко. Устраиваем праздничный ужин.
Ходовое время 2ч 15мин
30 июля (вторник)
Оттук — Кочкорка — лечебный центр ЧонТуз 89 км.
(88 – асфальт, 1- грунт.дорога)
( Карты 2(5 км), 3(5 км), 7(2 км))
Первая карта Рыбачье – Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон
(5 км) Сары-Булак – пер. Джалпак-Бель – р.Болгарт
(2 км) Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон
Утром выдалась хорошая солнечная погода. Усредняем по весу наши рюкзаки с учетом закупок в Балыкчи. Выезжаем в 7:30 (Здесь и далее время московское). Возвращаемся назад до левого поворота.
9,0 (46,0) – Асфальтовая дорога уходит от Иссык-Куля в сторону Орто-Токойского водохранилища. Автомобильного движения — никакого. .
22,0 (59,0)– выезжаем на основную трассу Балыкчи – Нарын. На нашем пути экологический пост с опущенным шлагбаумом. Похоже, что с нас хотели взять денег, но у поста нас ждал вчерашний знакомый – Султан на велосипеде. Дорога огибает слева изрядно обмелевшее Орто-Токойское водохранилище.
44,0 (81,0) – развилка Кочкорка — Бишкек. Закрытый пост ГАИ. Наблюдается небольшой подъем вверх по реке Чу.
55,0 (92,0) – въезжаем в Кочкорку (райцентр), заправляемся бензином и продуктами. Решаем устроить обед за Кочкоркой у арыка близ дороги
58,0 (95,0) – Во время обеда подбегали ребятишки. Командир кормил их салом с хлебом. При этом, пришедший с ними дедок увидел на столе сало и не притронулся даже к нашему супу. Не успели мы тронуться, у Димы спустило колесо.
61 (98) (h=1842 м) – развилка на выезде из Кочкорки. Вправо на Чаек и Чон-Туз, прямо на Нарын. . В программу акклиматизации и горной адаптации, на которую у нас отводится первые пять дней похода, входит посещение соляных шахт “Чон-Туз” (Белая соль), в которых сейчас находится лечебный центр. Дорога поднимается по долине реки Кочкор, битый асфальт, встречный ветер.
80 (117) (h= 1980 м) – Указатель налево – лечебный центр “Чон Туз”. Сворачиваем с основной дороги. Далее проезжаем
89 (126) (h=2100 м ) – шлагбаум перед въездом в “Чон Туз” ). Договариваемся об экскурсии с заведующей – 20 у.е. со всех, и о питании по 2 доллара с каждого. В столовой — уютная, домашняя обстановка. Нам накрыли на стеклянных столиках. Блюда тоже не подкачали. Особенной популярностью пользовалось варенье из дикой сливы: добавку давали нам бесплатно. Около 20:00 мы вошли в соляные пещеры. Обычно экскурсий здесь не проводят, но для нас сделали исключение. Лечебный центр был организован в 1996г. на месте заброшенных соляных шахт (центр готовили для лечения генсека Черненко, который страдал астмой). В шахтах в основном лечат от заболеваний дыхательных путей. Мы походили по лабиринтам и подышали ионизированным соленым воздухом. Нам предложили переночевать в них вместе с пациентами, но мы отказались, и ближе к 23 часам, ушли на поверхность в палатки, которые поставили около ворот центра в полной темноте на берегу речки.
Ходовое время 4ч 57мин.
31 июля (среда)
Чон-Туз – Сары-Булак – у поворота на Лакол.
92 км: 56 — асфальт, 22 — грейдер,14 -грунтовая дорога
Первая карта (5 км) Рыбачье – Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон
Вторая карта (5 км) Сары-Булак – пер. Джалпак-Бель – р.Болгарт
Третья карта (2 км) Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон
Карта 8 (2 км) Ак-Кыя – долина р.Кара-Куджур
Утром облачно. Выезжаем в 7:25.
После 2 км -10% спуска к с. Туз поворачиваем на грунтовую дорогу направо.
17 (143) (h=1860) – выезжаем на асфальт (дорога Кочкорка – Чаек) в с. Кёк-Джар. Поворачиваем направо, проезжаем мост через р. Джоон – Арык. Едем до дороги Балыкчи — Нарын.
21 (147) (h=1842) – поворот на Нарын. На перекрестке заправляемся 80-м бензином по 12.8 сом/л. Дорога вьется с небольшим подъемом по р. Джоон Арык. Периодически останавливаемся, поджидая отстающего Юру, «борющегося» с велосипедом «Турист». Джон-Арыкский каньон нас не впечатлил.
57,4 (183,4) (h=2289) – встаем на обед в долине реки. Место красивое, купаемся. Во время готовки мы теряем один из двух примусов. Приятное событие в начале маршрута… J. Примус с каном был слишком плотно обмотан фольгой, чтобы сильный ветер не выдувал жар. Примус перегрелся и лопнул. В крутом импортном примусе не было предохранительного клапана. В бачке образовалась микротрещина. Мы остались с одним примусом.
57,9 (183,9) – мост через р. Джоон-Арык перед Сары-Булаком.
58,9 (184,9) (h=2292) – с. Сары-Булак (центр). Основная дорога уходит направо на Нарын. Прямо – битый асфальт – это наша дорога на Ак-Кию. На площади — продуктовые вагончики, магазины, столовая. Это последняя точка закупки продуктов.
61,5 (186,5) – мост через р. Кара-Куджур
65,9 (191,9) – мост через ручей, правый (орографически) приток Кара-Куджура. Сильный встречный ветер. Асфальт часто сменяется участками грунтовки и гравия.
70,5 (196,5) (h=2427) – конец асфальта, пошла щебенка.
76 (202) – мост на левый (орог.) берег р. Кара-Куджур.
78 (204) – справа от дороги кладбище
78,3 (204,3) – с. Ак-Кия. По поселку проложен асфальт. Местные говорят, что есть частные ларьки. Собираемся вместе и продолжаем движение.
86 (212) (h=2600) – справа от дороги – дом и кош. Река далеко от дороги. Деревьев нет. Небольшие ручейки в трубах пересекают грейдер.
92 (218) (h=2629) — устраиваем стоянку в 17 ч. слева у дороги, не доезжая до поворота на Лакол. Температура 14 град. Местные чабаны угощают нас айраном и кумысом, рассказывают о своей жизни. Приглашаем их разделить наш скромный ужин. Темнеет в 18:30 (температура опускается до 12 град.).
Ходовое время 5ч. 25мин.
Один комментарий: Тянь-Шань, август 2002 г.