Тянь-Шань, август 2002 г.

Общая смысловая идея похода, его необычность

Планируя этот поход, мы хотели ответить на вопрос: что такое «шестерка» согласно существующей на 2002 год методике категорирования велопоходов. Для того чтобы совершить экспериментальный поход 6 к.с. мы остановились на Тянь-Шане. Этот район традиционно считается одним из наиболее интересных туристских регионов. Здесь возможны походы любых категорий сложности.

Для велотуризма здесь имеются необходимые препятствия  наивысшей категории сложности: крутые каменистые дороги, местами заброшенные; осыпные тропы по горным склонам, многочисленные горные реки и т.д. При всей своей сложности район привлек наше внимание наличием красивейших горных ландшафтов, чистым воздухом и хорошим отношением местных жителей.

Стратегически поход строился как своеобразная «ромашка» вокруг озера Иссык-Куль.

Мы уходили на горные участки и перевалы с берега озера и возвращались к нему обратно. Такое планирование позволило  обеспечить наборы высот, достаточные для препятствий 5 и 6 категорий трудности, а в промежутках между определяющими препятствиями дать группе восстанавливать силы на берегу озера Иссык-Куль.

К необычности маршрута следует отнести первопрохождение горного перевала Телеты и ущелья Керегеташ на велосипедах. Кроме этого впервые был пройден перевал Тон с юга на север, а Сев. Ак-Суу  с востока на запад.

Варианты подъезда и отъезда

В район путешествия можно добраться по железной дороге и самолетом. Из Москвы ходят поезда в Алма-Аты и в Бишкек. Поезд  в Бишкек № 18 отправляется в 23:16. В Москву поезд № 7 из Алма-Аты отправляется в 08:02 . Поезда ходят не каждый день. Билеты на самолет и поезд в Алма-Ату стоят на 50% дороже, чем в Бишкек. Поэтому билеты на Бишкекский поезд пользуются повышенным спросом и билеты на поезд Бишкек-Москва надо покупать заранее или через Киргизскую турфирму. Стоимость билета в Бишкек плацкарты – 1700 руб. Купе — 2660. Стоимость билета в Алма-Ату плацкарты – 2650 руб. купе – 3500 руб. Авиабилеты очень дорогие, их стоимость существенно зависит от авиакомпании.

Из Бишкека (с вокзала) идет поезд из 3х вагонов в Рыбачье в 4:47 по московскому. времени, обратно он идет в 18:08. Цена билета  — 1 доллар (45 сом)

Аварийные выходы с маршрута

Аварийных ситуаций на маршруте не произошло, но на случай из возникновения имелись варианты ухода по упрощенным маршрутам. Это относится к наиболее сложным пер. Телеты и Сев. Ак-Суу.

Изменение маршрута и их причины.

Изменений маршрута не было.

График движения

День пути

Дата

Участок

Протя-
женность,
км

Ходовое время, час*

Покрытие/способ
передвижения

Метеоусловия

1

29.07

Балыкчи – Оттук

37

2:15

асфальт-36
грунтовая дор.-1 /вело

облачно, кратковременный дождь

2

30.07

Оттук-Кочкорка-леч.центр ЧонТуз

89

4:57

асфальт-88
грунтовая дор.-1 /вело

солнечно

3

31.07

Чон-Туз – Сары Булак – у поворота на Лахор

92

5:25

асфальт-56
грейдер-22
грунтовая дор.-14 /вело

облачно

4

01.08

у поворота на Лахор – пер. Джелпак Бель – долина р. Болгарт

71

6:30

грейдер-20
грунтовая дор.-51 /вело

Солнечно, днем облачно, небольшие осадки, ветренно

5

02.08

долина р. Болгарт –ист. Джийлу Суу – под пер. Тон

37

4:50

грунтовая дор.-32,6
тропа-3,8
бездорожье-0,6 /вело, пешком

солнечно

6

03.08

под пер. Тон – пер Тон – кошара чабановна р. Тонг

12

7:10

грунтовая дор.- 4
скотопрогонная тропа-6
бездорожье-2 /вело, пешком

Солнечно,

Вечером облачно, дождь

7

04.08

Кошара чабанов – Туура-Суу – Боконбаево – Тон – берег Иссык Куля

51

2:47

асфальт-28
грунтовая дор.-23 /вело

Облачно, небольшие осадки

8

05.08

берег Иссык Куля – поворот перед Тосором – юрта чабанов на подъеме с пер. Тосор

33

5:05

асфальт-11
грунтовая дор.-22 /вело

солнечно

9

06.08

юрта чабана на подъеме к пер. Тосор – пер. Тосор – оз. Чункур Кель

24

5:31

тракторная дор.-22
тропа-2 /вело, пешком

солнечно

10

07.08

оз. Чункур Кель – река Кереге-Таш  – площадка у реки под ледником г.Чымчык

13,5

3:42

тропа-7
бездорожье-6,5 /вело, пешком

Солнечно. Вечером облачно, сильный дождь

11

08.08

площадка у реки под ледником г.Чымчык  – под пер. Сары Мойнок – Барскоон – панс. “Эдельвейс”

44

3:14

тропа-5,3/
грунтовая дор.-29,5
асфальт-9,2 /вело, пешком

Утром облачно, днем солнечно.

12

09.08

пансионат “Эдельвейс” — Кызыл Суу – за Джети Огуз

70

3:25

асфальт-70 /вело

солнечно

13

10.08

за Джети Огуз – р. Телеты – цирк у р. зап. Телеты

25 

4:38

Грейдер-3,5
грунтовая дор.-15
тропа-6,5 /вело, пешком

солнечно

14

11.08

цирк р. Зап. Телеты – пер. Телеты – р. вост. Телеты

11

6:00

тропа-11 / пешком

солнечно

15

12.08

р. Вост. Телеты – Каракол – залив Прживальского

46

4:00

тропа-3/
грунтовая дор.-17,7
асфальт-25,3 /вело, пешком

солнечно

16

13.08

залив Пржевальского – Тюп – Ананьево – близ т/б Иссык Куль

108

5:00

асфальт-88
грунтовая дор.-20 /вело

солнечно
Вечером сильный дождь с ветром

17

14.08

Дневка

 

Облачно, небольшие осадки

18

15.08

Дневка (вынужденная)

 

Облачно, дождь идет круглосуточно

19

16.08

близ т/б “Иссык Куль” – пер. Уч Куйген – пер. Кок Бель – р. Чон Аксу

42

4:40

асфальт-12
грунтовая дор.-30 /вело, пешком

солнечно

20

17.08

р. Чон Аксу – верховье р. Аксу (под. пер сев. Аксу)

19

4:50

грунтовая дор.- 3,3
тропа-15,7 /вело, пешком

солнечно

21

18.08

верховье р. Аксу (под пер. Сев. Аксу) – пер. Сев. Аксу – на спуске с ледника

14

4:20

тропа-11
бездорожье-3 / пешком

солнечно

22

19.08

на спуске с ледника – р. Юго-зап. Талгар

10

2:30

тропа-10 /вело, пешком

Солнечно. Вечером и ночью — сильный ветер с дождем

23

20.08

р. Юго-зап. Талгар – пер. Озерный – Алма-Ата

66

4:20

грунтовая дор.-37,5
асфальт-28,5 /вело, пешком

солнечно

* указано чистое ходовое время по велокомпьютеру

Техническое описание прохождения маршрута

25-29 июля

Собрались на Казанском вокзале недалеко от багажных касс. Нас шестеро, седьмой – Сергей Кириллов по работе не смог с нами поехать. Но он среди провожающих нас ребят. Сегодня мы все после рабочего дня, поэтому поезд Москва-Бишкек с отправлением в 23:16 нам очень подходит. Поезда на Бишкек ходят только по вторникам, четвергам и субботам. Не смотря на то, что мы “завесились” в багажной кассе, нас ни в какую не хотят пускать в вагон с велосипедом — обычная история. Но все же после недолгих препирательств и не без помощи бригадира мы заселились во 2 и 3 купе 11 вагона. Юра брал билет в Харькове и смог достать лишь плацкарту, о чем очень пожалеет в последствии. После стандартной процедуры закладки багажа мы вздохнули свободно и предались обычному для длительной поездки по ж/д делу — поеданию и попиванию припасенного для этих целей провианта. Времени впереди предостаточно – 72 часа….

            Из наиболее полезного, что мы сделали за это время можно отметить решение финансового вопроса и распределение группового снаряжения. Продуктов на маршрут мы везли на 770 руб. каждый. Каждый принял “себе на рюкзак” по 4.8 кг группового снаряжения и по 6 кг продуктов. В остальное время группа морально готовилась к предстоящим трудностям….

            К положительным моментам нашего жел/дор путешествия можно отнести отсутствие каких либо негативных моментов в дороге, чего нельзя сказать о Юре Васильеве ехавшим отдельно в плацкартном вагоне: к исходу второго дня пути в его плацкартном купе сидело/лежало уже 12-13 чел. Ни о каком нормальном сне не могло быть и речи…

29 июля (понедельник)

Балыкчи – Оттук.

 37 км: асфальт –36, грунт. дорога – 1 км

(5 км) Рыбачье – Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон

     Понедельник. Прибытие в начальную точку маршрута Балыкчи  (старые названия: Рыбачье, Иссык-Куль).  На вокзал г. Бишкек поезд прибыл в 1 час 20 мин. ночи по московскому времени. Еще в Москве мы узнали, что поезд на Балыкчи (Рыбачье) отправляется с той же платформы на которую мы прибыли. Было решено вещи не распаковывать и ждать подачи поезда. Попытки получить регистрацию в ночное время в вокзальном отделении милиции ничего не дали. Сначала все стражи порядка были заняты обыском своих сограждан, а затем вдруг обнаружилось, что регистрационных бланков у них четыре на нас шестерых. Чтобы не терять целый день, и уехать в Балыкчи единственным утренним поездом, решено было зарегистрироваться  позднее, в начале маршрута. Светает около 3:30 по московскому времени. Местный поезд из трех вагонов подали за 5 мин. до отправления, а народа садится на него достаточно много. Нас сажают в первый вагон, и берут за проезд по 40 сом за каждого и 20 за каждый велосипед. Поезд идет медленно и долго – около 4.5 часов. Дорога очень живописна, т. к проходит через ущелье. Наша выгрузка и сборка проходит при небольшом дожде. Делаем отметку в маршрутной книжке и выезжаем в центр поселка на базар и в отделение УВД.

 0,0 – вокзал п. Балыкчи. От вокзала идет приличная асфальтовая дорога. Узнаем как добраться до местного отделения УВД

4,0 – отделение УВД  п. Балыкчи.  Командир идет в паспортный стол и пытается зарегистрировать группу на территории Республики Киргизия. Нас постигает неудача – в этот день паспортный стол не работает, и нам предлагают ждать до завтра. Потеря целого дня для нас недопустима. Наши просьбы вызывают лишь сочувствие. Встреча с начальником УВД Салиевым Э.Г. в начале никаких результатов не дала, но уже спустя час он нас приглашает к себе, и после уплаты регистрационного сбора в размере 70 сом с человека, ставит свою печать на нашу бумагу с обещанием оформить завтра официальную регистрацию. Решаем не терять времени и заехав на базар закупаем дыни и арбузы. Цены на дыни и арбузы ненамного ниже московских, так как все они привозные из Узбекистана и равнинных мест Киргизии. Устраиваемся на обед в небольшом кафе около базара. Поражает восточное гостеприимство  хозяйки. 

В порту БалыкчиУ отделения УВД мы повстречали интересного и слегка навязчивого собеседника – Султана. Он много рассказывал об Иссык-Куле  и устроил нам бесплатную экскурсию на территорию порта. Сейчас тут стоят на приколе множество ржавеющих экспонатов – былая слава грузовой мощи флотилии озера. Султан провожал нас на своем велосипеде аж за границу поселка, порекомендовал встать нам на территории заповедника близ Оттука. Наконец  расставшись с Султаном, мы нажали на педали, и при скорости около 30 км/ч уже через час были на месте предполагаемой ночевки.

37,0 (h=1610)  – место оказалось неплохим, в заповеднике на берегу озера Иссык-Куль, но местные лесники, тут же смекнув о возможной выгоде, попросили за стоянку 200 сом. Менять место было уже поздно, и мы выложили сумму, решив больше к таким услугам не прибегать. Купаемся в озере, очень мелко. Устраиваем праздничный ужин.

Ходовое время 2ч 15мин

30 июля (вторник)

Оттук — Кочкорка — лечебный  центр ЧонТуз   89 км.

 (88 – асфальт, 1- грунт.дорога)

( Карты 2(5 км), 3(5 км), 7(2 км))

Первая карта Рыбачье – Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон

(5 км) Сары-Булак – пер. Джалпак-Бель – р.Болгарт

(2 км) Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон

Утром выдалась хорошая солнечная погода. Усредняем по весу наши рюкзаки с учетом закупок в Балыкчи. Выезжаем в 7:30 (Здесь и далее время московское). Возвращаемся назад до левого поворота.

9,0 (46,0) – Асфальтовая дорога уходит от Иссык-Куля в сторону Орто-Токойского водохранилища. Автомобильного движения —  никакого.  Дорога к Орто-Токойскому водохр .

22,0 (59,0)– выезжаем на основную трассу Балыкчи – Нарын. На нашем пути экологический пост с опущенным шлагбаумом. Похоже, что с нас хотели взять денег, но у поста нас ждал вчерашний знакомый – Султан на велосипеде. Дорога огибает слева изрядно обмелевшее Орто-Токойское водохранилище.

 44,0 (81,0) – развилка Кочкорка — Бишкек. Закрытый пост ГАИ. Наблюдается небольшой подъем  вверх по реке Чу.

55,0 (92,0) – въезжаем в Кочкорку (райцентр), заправляемся бензином и продуктами. Решаем устроить обед за Кочкоркой у арыка близ дороги

58,0 (95,0) – Во время обеда подбегали ребятишки. Командир кормил их салом с хлебом. При этом, пришедший с ними дедок увидел на столе сало и не притронулся даже к нашему супу. Не успели мы тронуться, у Димы спустило колесо.

61 (98) (h=1842 м) – развилка на выезде из Кочкорки. Вправо на Чаек и Чон-Туз, прямо на Нарын.На выезде из Кочкора . В программу акклиматизации и горной адаптации, на которую у нас отводится первые пять дней похода, входит посещение соляных шахт “Чон-Туз” (Белая соль), в которых сейчас находится лечебный центр.  Дорога поднимается по долине реки Кочкор, битый асфальт, встречный ветер.

80 (117) (h= 1980 м) – Указатель налево – лечебный центр “Чон Туз”. Сворачиваем с основной дороги. Далее проезжаем

89 (126) (h=2100 м )  – шлагбаум перед въездом в “Чон Туз” Лечебно-оздоровительный центр «Чон-Туз» (соляные шахты) ). Договариваемся об экскурсии с заведующей – 20 у.е. со всех, и о питании по 2 доллара с каждого. В столовой —  уютная, домашняя обстановка. Нам накрыли на стеклянных столиках. Блюда тоже не подкачали. Особенной популярностью пользовалось варенье из дикой сливы:  добавку давали нам бесплатно. Около 20:00 мы вошли в соляные пещеры. Обычно экскурсий здесь не проводят, но для нас сделали исключение. Лечебный центр был организован в 1996г. на месте заброшенных соляных шахт (центр готовили для лечения генсека Черненко, который страдал астмой). В шахтах в основном лечат от заболеваний дыхательных путей. Мы походили по лабиринтам и подышали ионизированным соленым воздухом. Нам предложили переночевать в них вместе с пациентами, но мы отказались, и ближе к 23 часам, ушли на поверхность в палатки, которые поставили около ворот центра в полной темноте на берегу речки.

Ходовое время 4ч 57мин.

31 июля (среда)

Чон-Туз – Сары-Булак – у поворота на Лакол.

 92 км: 56 — асфальт, 22 — грейдер,14 -грунтовая дорога

Первая карта (5 км) Рыбачье – Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон

Вторая карта (5 км) Сары-Булак – пер. Джалпак-Бель – р.Болгарт

Третья карта (2 км) Кочкорка – Чон-Туз – Джоон-Арыкский каньон

Карта 8 (2 км) Ак-Кыя – долина р.Кара-Куджур

 Утром облачно. Выезжаем в 7:25.

После 2 км -10% спуска к с. Туз поворачиваем на грунтовую дорогу направо.

17 (143) (h=1860) – выезжаем на асфальт (дорога Кочкорка – Чаек) в с. Кёк-Джар. Поворачиваем направо, проезжаем мост через р. Джоон – Арык. Едем до дороги Балыкчи — Нарын.

21 (147) (h=1842) – поворот на Нарын. На перекрестке заправляемся 80-м бензином по 12.8 сом/л.  Дорога вьется с небольшим подъемом по р. Джоон Арык. Периодически останавливаемся, поджидая отстающего Юру, «борющегося» с велосипедом «Турист». Джон-Арыкский каньон нас не впечатлил.

57,4 (183,4) (h=2289) – встаем на обед в долине реки. Место красивое, купаемся. Во время готовки мы теряем один из двух примусов. Приятное событие в начале маршрута… J. Примус с каном был слишком плотно обмотан фольгой, чтобы сильный ветер не выдувал жар. Примус перегрелся и лопнул. В крутом импортном примусе не было предохранительного клапана. В бачке образовалась микротрещина. Мы остались с одним примусом.

57,9 (183,9) – мост через р. Джоон-Арык перед Сары-Булаком.

58,9 (184,9) (h=2292) – с. Сары-Булак (центр). Основная дорога уходит направо на Нарын. Прямо – битый асфальт – это наша дорога на Ак-Кию. На площади — продуктовые вагончики, магазины, столовая. Это последняя точка закупки продуктов.

61,5 (186,5) – мост через р. Кара-Куджур

65,9 (191,9) – мост через ручей, правый (орографически) приток Кара-Куджура. Сильный встречный ветер. Асфальт часто сменяется участками грунтовки и гравия.

70,5 (196,5) (h=2427) – конец асфальта, пошла щебенка.

76 (202) – мост на левый (орог.) берег р. Кара-Куджур.

78 (204) – справа от дороги кладбище

78,3 (204,3) –  с. Ак-Кия. По поселку проложен асфальт. Местные говорят, что есть частные ларьки. Собираемся вместе и продолжаем движение.

86 (212) (h=2600) – справа от дороги – дом и кош. Река далеко от дороги. Деревьев нет. Небольшие ручейки в трубах пересекают грейдер.

92 (218) (h=2629) — устраиваем стоянку в 17 ч. слева у дороги, не доезжая до поворота на Лакол.  Температура 14 град. Местные чабаны угощают нас айраном и кумысом, рассказывают о своей жизни. Приглашаем их разделить наш скромный ужин. Темнеет в 18:30 (температура опускается до 12 град.).

            Ходовое время 5ч. 25мин.

Запись опубликована в рубрике Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Тянь-Шань, август 2002 г.

Добавить комментарий