11 августа (воскресение)
цирк р. Зап. Телеты – пер. Телеты – р. Вост. Телеты
11 км: 11- тропа, осложненая множеством локальных препятствий с кусками бездорожья
Карта 5 (5 км) Кызыл-Суу (Покровка) – Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол (Пржевальск) — Тюз
Карта 12 (2 км) Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол
Карта 16 (1 км) курорт Джеты-Огюз – пер.Телеты – р.Каракол
Схема 1. Подъем на пер. Телеты
На спуске идем по осыпи, минуя небольшой снежник ~ 100м. С восточной стороны подъем на вершину перевала немного проще — нет крутого осыпного гребня.
6,3 (604,8) – осыпи в основном заканчиваются, и тропа выходит на травянистый склон – правый берег речки Телеты Вост.
7,0 (605,5) (h=3320) – бродим речку на противоположный – левый берег и подходим к лагерю немцев. Один из «шерпов» подобрал на тропе велокомпьютер Саши. Немного поговорив с проводниками, решаем спуститься ниже. Но наш путь дальше оказался «подарком»: тропа сначала идет меж каменных завалов, петляя меж кустов арчевника, а затем нам приходится продираться через арчевник, иногда поднимаясь по склону. Тропа узкая: или — ты, или – велосипед. Периодически тропу пересекают ручьи. Очень устали. Некоторые падают «от усталости».
11,0 (609,5) ( h=3080) – тропа выходит к реке, бродим ее в подходящем месте. И хотя глубина ее не большая, вода в ней ледяная. Сразу за переправой встаем на ночевку на небольшой поляне. С лагеря хороший вид на горный хребет.
Ходовое время 6ч. 00мин.
12 августа (понедельник)
р. Вост. Телеты – Каракол – залив Пржевальского .
46 км: 3,0 – тропа, 17,7 – лесовозная грунтовая дорога, 25,3 — асфальт
Карта 5 (5 км) Кызыл-Суу (Покровка) – Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол (Пржевальск) — Тюз
Карта 12 (2 км) Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол
Карта 16 (1 км) курорт Джеты-Огюз – пер.Телеты – р.Каракол
Схема 2. Спуск с пер. Телеты
С утра хороший, солнечный день. Перепаковываем вещи в велорюкзак. К нам в гости пришло целое стадо бычков. Одного из них мы с трудом отогнали от лагеря.
1,6 (611,1) -По тропе можно ехать, имея опыт движения по узкой заглубленной канаве с встречающимися крупными камнями.
2,2 (611,7) — тропа входит в еловый лес и начинается очень крутой спуск серпантином к месту слияния рек Вост. Телеты и Уютор. Крутизна склона такая, что ехать невозможно, а идти сложно – велосипед сильно «тащит» вниз. Проходим красивый водопад, оставшийся слева от тропы.
3,0 (612,5) ( h=2610) – выходим на лесовозную дорогу, которая здесь же и начинается. На поляне великолепные места для стоянок. У реки оборудованная стоянка для «интуристов» — столик, стульчики из кругляшей. Замечательный вид на горную реку и лесистые горные склоны. Вообще это место имеет много похожего с Кавказом. Дима и Саша уходят в разведку.
3,1-3,2 – пересекаем реку Телеты Вост. Двумя потоками она впадает в Уюнтор (Каракол). После брода начинается спуск по каменистой автотракторной дороге.
3,9 (613,4) ( h=2600) – юрта чабанов
6,3 (615,8) ( h=2520) – бывший альплагерь. В старые времена, еще 10 лет назад, он был очень известен и популярен. Сейчас здесь палатка с двумя спасателями и радиостанцией и инспектор, собирающий деньги с проходящих маршрут групп ( ??? 250 сом/чел).
6,5 (616,0) – бродим р. Вост. Аютор и на другом берегу встречаем группу пешеходников из Днепропетровска с машиной сопровождения. Отсюда многие группы поднимаются к озеру Алакёль. Хочется посмотреть это красивое озеро, но для этого надо делать «пешую» радиалку на два дня, времени на основной маршрут может не хватить. Пока нам везет с погодой.
Дорога вниз сильно разбита, перелетаем многочисленные небольшие ручейки и речки. Вокруг – сказка. Виды бурлящей белой воды великолепны.
8,8 (618,3) ( h=2430) – переправа через ручей, вытекающий из озерца левее дороги
9 (618,5) – ручей, широко разлившись, течет по дороге.
12,5 (622) – снова большой ручей пересекает дорогу
16,6 (626,1) – мост через реку
20,0 (629,5) — деревня
20,7 (630,2) – лесовозная грунтовая дорога заканчивается, и мы выезжаем на сильно разбитый «советский» асфальт.
22,5 (632,0) ( h=1960) – граница заповедника, проезжаем мимо поста со шлагбаумом. За въезд здесь берут по 50 сом с человека. Почти сразу же начинаются окраины Каракола.
29 (638,5) ( h=1740) – центр города Каракол. Меняем рубли на сомы 1:1.38 руб. Обедаем “до пуза” на центральном рынке в кафе со странным для этих мест названием “Санта Барбара”. Заказываем дунганскую кухню: ашлан фу, манты, гон фан и пиво и все это за 50 руб. Осматриваем город, закупаем продукты. Даже в Караколе мы не можем найти топографических карт района.
35 (644,5) – развилка: влево – дорога на Пристань Пржевальск, вправо – в Тюп
42 (651,5) – развилка дороги, вправо музей Пржевальского. Музей работает с 9 до 17ч. Решаем встать невдалеке от него на озере на стоянку, а завтра с утра посетить музей известного путешественника.
46 (655,5) ( h=1610) – стоянка на заливе Пржевальского за заводом им. Кирова. Здесь территория клуба юных моряков, брошенное бывшее общежитие. Чистота воды в заливе не внушала нам доверия, поэтому от купания с надводными и подводными лодками мы отказались. Мы знакомимся со сторожем, и он до позднего вечера рассказывает нам о здешней жизни в последние годы, о тяжелом положении русских, о безработице. Кроме того он выручает нас бензиновой горелкой, т.к. наш последний примус засорился.LLL
Ходовое время 4ч 00 мин
13 августа (вторник)
залив Пржевальского – Тюп – Ананьево – близ т/б Иссык-Куль
108 км: 20 — грунтовая дорога, 88 — асфальт
Карта 5 (5 км) Кызыл-Суу (Покровка) – Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол (Пржевальск) — Тюз
Карта 6 (5 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев. – пер.Озерный – Алма-Аты
Карта 13 (2 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев
Утром Виктору удалось починить примус. Настроение у всех поднялось.J Позавтракав, выезжаем к музею Пржевальского.
3,8 (659,3) – единственный действующий музей на всем иссык-кульском побережье. Заказываем экскурсию. Очень старый русский экскурсовод на удивление оказалась весьма компетентной бабулькой и очень интересно рассказывала, и как нам показалось несколько больше, чем обычно, т.к. видела, что мы настоящие туристы. Интересовалась нашим маршрутом.
Пржевальский (1839 – 1888) родился в Смоленской обл. Похоронен рядом с музеем по его завещанию на высоком берегу Иссык-Куля. Организовал 6 экспедиций в Среднюю Азию (1867 – 1888) и собрал огромное количество сведений о жизни жителей, флоре и фауне. Фотографируемся у памятника выдающемуся путешественнику.
Едем обратно вдоль залива на Михайловку.
11 (666,5) (h=1645) – Михайловка. Перед ней крутой подъем от моста через реку Жергалан по грунтовке.
Дальнейший путь штурман проложил вдоль залива по грунтовой дороге через Михайловку, Иссык-Куль, Приозерный, Николаевку на Тюп, чтобы посмотреть берег Иссык-Куля, но мы решили «срезать» по полевой дороге «напрямую», которая привела нас в «пыльное царство». По обочинам – большие заросли конопли. Фотографируемся в них на память.
32,2 (687,7) ( h=1700) – выехали с «пылевой» дороги на асфальтовую трассу Каракол-Тюп
42 (697,5) ( h=1620) – п. Тюп. Обедаем в центре в кафе: мантами, пивом, арбузами. Как обычно после плотного обеда даже по равнине ехать тяжело J.
43,4 (698,9) –мост через реку Тюп. За мостом развилка, направо дорога в Кеген, нам – прямо на Рыбачье (Балыкчи).
53 — 54 – Курменты. Группа растянулась, каждый едет своим темпом, не останавливаясь. Оттягиваемся. Дорога ровная, хорошего качества, можно погонять. В этом районе дорога идет достаточно далеко (3-4 км) от берега озера, так что с купанием у нас проблемы, а запылились мы на грунте до обеда изрядно. Справа возвышаются снежные горы. Скоро там туда.
59,5 — 50,1 – Фрунзе
63,4 – 66 – Кутурга
68 (723,5) – Ой-Булак
73,6 — 75,8 – Ой-Тал
81 — 81,6 – Орто – Урюкту
87,9 (743,4) – Чон-Урюкту
90,4 (745,9) – Орюкту (Урюкту)
95,5 (751,0) – Жаркынбаево (быв. Каменка)
101,6 (757,1) –въезд в Ананьево. Ждем Юру, патриота родного ХВЗ, он сильно отстал. К берегу озера отсюда идет хорошая асфальтовая дорога, проходящая мимо бывшей т/б “Иссык-Куль”. Сейчас ее полностью купили корейцы.
108 (763,5) ( h=1610) – стоянка на песчаном берегу озера. Вечером дует очень сильный ветер. Вырывает колья палаток, срывает тент. Начинается дождь.
Ходовое время 5ч 20мин ( Средняя скорость основной группы более 20 км/час и это с пыльными грунтовками. Оттянулись.)
14 августа (среда)
Дневка.
Утром облачно. Отсыпаемся, моемся, стираемся. Покупаем провизию на 3-4 дня в Ананьево. Пытаемся сделать отметку в маршрутной книжке на почте. Не удалось. К 16:00 похолодало, и снова начался дождь. На ужин у нас свежая рыба, купленная у местных рыбаков с пивом.
15 августа (четверг)
Вынужденная дневка.
Утром наш лагерь оказался под угрозой затопления разлившейся речкой. Дмитрий умудрился прорыть новое русло для речки в песке, которое быстро «полюбила» вода, речка ушла, и лагерь был спасен. Целый день почти не переставая идет дождь. Сильная низкая облачность, гор не видно. В связи с тем, что нам необходимо подниматься в горы, решаем не испытывать судьбу и остаемся на пробережье.
16 августа (пятница)
близ т/б “Иссык Куль” – пер. Уч Куйген – пер. Кок Бель – р. Чон Аксу
42 км:12 — асфальт, 30 – грунтовая дорога и скотопрогонная тропа
Карта 6 (5 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев. – пер.Озерный – Алма-Аты
Карта 13 (2 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев
Карта 17 (1 км) пер.Кёк-Бель –р.Чонг-Ак-Суу
С утра хорошая погода, сушим видео-фотоаппаратуру и выезжаем. Видим, что все вершины гор – белые, вчера в горах выпал снег. В горах еще «сидят» облака. Возвращаемся в центр Ананьево.
4 (767,5) – запасаемся бензином и уходим в горы по хорошей асфальтовой дороге. После выезда из поселка справа и слева растут грушевые и яблочные сады. Удержаться невозможно… J
11(774,5) – поднялись по асфальту до села Четбайсаур и повернули налево в сторону Кок-Тюбе.
12 (775,5) ( h=1820) – поворачиваем с асфальта вправо на грунтовку. Иногда дорога совсем пропадает, видимо машины здесь ездят крайне редко. Встречаются кошары чабанов (на 13, 18.5 и 21.5километрах).
18 (781,5) ( h=1990) – брод через р. Тегерменты.
22,4 (785,9) ( h=2200) – брод через р. Учкуйген перед одноименным перевалом.
22,8 (786,3) – перевал Уч-Куген (2220м). Дорога – что-то среднее между заброшенной автомобильной и скотопрогонной тропой.
23,2 (786,7) – еще один брод через рукав реки Сут-Булак
23,6 (787,1) – еще одна, но более сложная переправа через р. Сут-Булак на спуске с перевала (ширина 30м, глубина 0.3м, сильное течение). На противоположной стороне реки устраиваем обед. С этого места открывается хорошая перспектива на долину, а в далеке виден район Чилико-Кеминской перемычки, где находится перевал Сев. Аксу.
С места стоянки едем травянистым склоном без явной дороги.
25,8 (789,3) – выезжаем на хорошую грунтовую дорогу, идущую из Семеновки по левому (орогр.) берегу реки Аксу.
28,4 (791,9) ( h=2130) – проезжаем по мосту на правый берег реки Аксу и движемся на подъем, который идет серпантином круто вверх.
32,3 (795,8) – пер. Кок Бель (2375м). Спуск с перевала по крупно-каменистой дороге выводит нас к Григорьевскому ущелью
34,1 (797,6) ( h=2200) – мост через р. Чон-Аксуу. Перед мостом – развилка дорог. Хорошая дорога уходит вниз вдоль реки на Григорьевку. Мы переезжаем на другую сторону и уходим по грунтовой дороги вверх к пер. Сев. Аксу. Подъем, не очень крутой, идет вдоль реки Чон-Аксуу. Места сильно заселены чабанами. Есть даже целые поселения, что раньше нигде нами не наблюдалось. Цены на кумыс и айран очень высокие. Люди сильно отличаются от соотечественников с южного берега Иссык-Куля, к сожалению, мы не встретили такого добродушно-бескорыстного отношения. Некоторые киргизы просто норовят «впарить» вам свой товар по двойной цене. Вспоминается мальчик подъехавший к нам:
— Дяди хотите покататься?
— Хотим .
— 200 сом.
40,5 (804,0) – брод через правый приток р. Чон-Аксуу.
42 (805,5) ( h=2470) – стоянка за маленьким озерцом у небольшого ручья. Место хорошее, есть дрова.
Ходовое время 5ч 10 мин
17 августа (суббота)
р. Чон-Аксуу – верховье р. Аксу (под пер. Сев. Аксу).
19 км: 3,3- грунтовая дорога, 15,7- тропа
Карта 6 (5 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев. – пер.Озерный – Алма-Аты
Карта 13 (2 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев
Карта 17 (1 км) пер.Кёк-Бель –р.Чонг-Ак-Суу
Схема 3. Перевал Ак-Суу
Утром хорошая солнечная погода. Дорога идет до последнего пастбища.
0,5 (806,0) – переходим вброд речку.
3,3 (808,8) – конец грунтовой дороги у большого правого притока. Бродим его и выходим на тропу. Тропа завалена крупными камнями и трудно проходима.
3,6 (809,1) – справа небольшой мостик через р. Чон-Аксуу. После брода через приток появилась слабая колея
4,6 (810,1) – переправа через ручей. Далее идет конная тропа.
5,6 (811,1) – встречаем томских горников. Руководитель – девушка.
5,9 (811,4) – справа – маленький мостик на другой берег реки.
7,7 (813,2) (h=2840)– переправа через правый приток Чон-Аксуу.
Ходовое время 4ч 50мин
Один комментарий: Тянь-Шань, август 2002 г.