Тянь-Шань, август 2002 г.

11 августа (воскресение)

цирк р. Зап. Телеты – пер. Телеты – р. Вост. Телеты

 11 км: 11- тропа, осложненая множеством локальных препятствий с кусками бездорожья

Карта 5 (5 км) Кызыл-Суу (Покровка) – Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол (Пржевальск) — Тюз

Карта 12 (2 км)  Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол

Карта 16 (1 км) курорт Джеты-Огюз – пер.Телеты – р.Каракол

Схема 1. Подъем на пер. Телеты

Перед подъемом на перевал Телеты. «Шерпы» очередной группы немцевПервая ступень перевала ТелетыВыходим со стоянки в 8:00. Пройдя по еле видневшейся тропинки вдоль реки, находим «мост» на правый берег. Нас нагоняют местные шерпы несущих груз немцев. Уже сразу же за мостом начинается подъем на перевал Телеты. Подъем на перевал осуществляется в 4 этапа – ступени. Подъемы между ступенями очень круты.

Третья ступень перевала ТелетыСклон имеет в начале травяной покров, затем перегодит в каменистый и последний участок ~ 1км, который представляет из себя траверс по сыпухе. Велосипеды и багаж несутся отдельно, т.к.  очень сложно подниматься. Перед последним крутым подъемом на перевальный гребень – небольшой «снежник». Внимание, более заметна спусковая тропа «влоб», но подъем по ней практически невозможен, необходимо подниматься траверсом от снежника.

Вид «назад» с перевала Телеты в сторону западного цирка5,7 (604,2)  (h=3800 по карте, 3720 по альтиметру) – перевал Телеты. Группа собралась полностью в 14:00. Холодно. Сильный ветер. На перевале начинается небольшой дождь. Снимаем записку и фотографируемся.

Вид на перевал Телеты с востока со стороны спускаНа спуске идем по осыпи, минуя небольшой снежник ~ 100м. С восточной стороны подъем на вершину перевала немного проще — нет крутого осыпного гребня.

6,3 (604,8)  – осыпи в основном заканчиваются, и тропа выходит на травянистый склон – правый берег речки Телеты Вост.

Ночевка на р. Восточный Телеты. Вид в сторону перевала7,0 (605,5) (h=3320)   – бродим речку на противоположный – левый берег и  подходим к лагерю немцев. Один из «шерпов» подобрал на тропе велокомпьютер Саши. Немного поговорив с проводниками, решаем спуститься ниже. Но наш путь дальше оказался  «подарком»: тропа сначала идет меж каменных завалов, петляя меж кустов арчевника,  а затем нам приходится продираться через арчевник, иногда поднимаясь по склону. Тропа узкая: или — ты, или – велосипед. Периодически тропу пересекают ручьи. Очень устали. Некоторые падают «от усталости».

11,0 (609,5) ( h=3080)   – тропа выходит к реке, бродим ее в подходящем месте. И хотя глубина ее не большая, вода в ней ледяная. Сразу за переправой встаем на ночевку на небольшой поляне. С лагеря хороший вид на горный хребет.

            Ходовое время 6ч. 00мин.

12 августа (понедельник)

р. Вост. Телеты – Каракол – залив Пржевальского .

46 км: 3,0 – тропа, 17,7 – лесовозная грунтовая дорога, 25,3 — асфальт

Карта 5 (5 км) Кызыл-Суу (Покровка) – Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол (Пржевальск) — Тюз

Карта 12 (2 км)  Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол

Карта 16 (1 км) курорт Джеты-Огюз – пер.Телеты – р.Каракол

Схема 2. Спуск с пер. Телеты

С утра хороший, солнечный день. Перепаковываем вещи в велорюкзак. К нам в гости пришло целое стадо бычков. Одного из них мы с трудом отогнали от лагеря. 

Тропа вдоль р. Вост.Телеты. Вид на ущелье реки Уюнтор (Онтор)1,6 (611,1) -По тропе можно ехать, имея опыт движения по узкой заглубленной канаве с встречающимися крупными камнями.

2,2 (611,7) — тропа входит в еловый лес и начинается очень крутой спуск серпантином к месту слияния рек Вост. Телеты и Уютор.  Крутизна склона такая, что ехать невозможно, а идти сложно – велосипед сильно «тащит» вниз. Проходим красивый водопад, оставшийся слева от тропы.

3,0 (612,5) ( h=2610)  – выходим на лесовозную дорогу, которая здесь же и начинается.Тропа у слияния р. Восточный Телеты и Уюнтор. Начало тракторной дороги На поляне великолепные места для стоянок. У реки оборудованная стоянка для «интуристов» — столик, стульчики из кругляшей. Замечательный вид на горную реку и лесистые горные склоны. Вообще это место имеет много похожего с Кавказом. Дима и Саша уходят в разведку.

3,1-3,2 – пересекаем реку Телеты Вост. Двумя потоками она впадает в Уюнтор (Каракол). После брода начинается спуск по каменистой автотракторной дороге.

3,9 (613,4) ( h=2600)  – юрта чабанов

6,3 (615,8) ( h=2520)   – бывший альплагерь. В старые времена, еще 10 лет назад, он был очень известен и популярен. Сейчас здесь палатка с двумя спасателями и радиостанцией и инспектор, собирающий деньги с проходящих маршрут групп ( ??? 250 сом/чел).

6,5 (616,0) – бродим  р. Вост. Аютор и на другом берегу встречаем группу пешеходников из Днепропетровска с машиной сопровождения. Отсюда многие группы поднимаются к озеру Алакёль. Хочется посмотреть это красивое озеро, но для этого надо делать «пешую» радиалку на два дня, времени на основной маршрут может не хватить. Пока нам везет с погодой.

Дорога вдоль реки КараколДорога вниз сильно разбита, перелетаем многочисленные небольшие ручейки и речки. Вокруг – сказка. Виды бурлящей белой воды  великолепны.

8,8 (618,3) ( h=2430)  – переправа через ручей, вытекающий из озерца левее дороги

9 (618,5) – ручей, широко разлившись, течет по дороге.

12,5 (622)  – снова большой ручей пересекает дорогу

16,6 (626,1)  – мост через реку

20,0 (629,5)  — деревня

20,7 (630,2) – лесовозная грунтовая дорога заканчивается, и мы выезжаем на сильно разбитый «советский» асфальт.

22,5 (632,0) ( h=1960)   – граница заповедника, проезжаем мимо поста со шлагбаумом. За въезд здесь берут по 50 сом с человека. Почти сразу же начинаются окраины Каракола.

29 (638,5) ( h=1740)   – центр города Каракол. Меняем рубли на сомы 1:1.38 руб. Обедаем “до пуза” на центральном рынке в кафе со странным для этих мест названием “Санта Барбара”. Заказываем дунганскую кухню: ашлан фу, манты, гон фан и пиво и все это за 50 руб. Осматриваем город, закупаем продукты. Даже в Караколе мы не можем найти топографических карт района.

35 (644,5)  – развилка: влево – дорога на Пристань Пржевальск, вправо – в Тюп

42 (651,5) – развилка дороги, вправо музей Пржевальского.  Музей работает с 9 до 17ч. Решаем встать невдалеке от него на озере на стоянку, а завтра  с утра посетить музей известного путешественника.

46 (655,5) ( h=1610)   – стоянка на заливе Пржевальского за заводом им. Кирова. Здесь территория клуба юных моряков, брошенное бывшее общежитие. Чистота воды в заливе не внушала нам доверия, поэтому от купания с надводными и подводными лодками мы отказались. Мы знакомимся со сторожем, и он до позднего вечера рассказывает нам о здешней жизни в последние годы, о тяжелом положении русских, о безработице. Кроме того он выручает нас бензиновой горелкой, т.к. наш последний примус засорился.LLL

            Ходовое время 4ч 00 мин

13 августа (вторник)

            залив Пржевальского – Тюп – Ананьево – близ т/б Иссык-Куль

108 км: 20 — грунтовая дорога, 88 — асфальт

Карта 5 (5 км) Кызыл-Суу (Покровка) – Джеты-Огюз – пер.Телеты – Каракол (Пржевальск) — Тюз

Карта 6 (5 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев. – пер.Озерный – Алма-Аты

Карта 13 (2 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев

Утром Виктору удалось починить примус.  Настроение у всех поднялось.J Позавтракав, выезжаем к музею Пржевальского.

3,8 (659,3) – единственный действующий музей на всем иссык-кульском побережье. Заказываем экскурсию. Очень старый русский экскурсовод на удивление оказалась весьма  компетентной бабулькой и очень интересно рассказывала, и как нам показалось несколько больше, чем обычно, т.к. видела, что мы настоящие туристы. Интересовалась нашим маршрутом.

Пржевальский (1839 – 1888) родился в Смоленской обл. Похоронен рядом с музеем по его завещанию на высоком берегу Иссык-Куля. Организовал 6 экспедиций в Среднюю Азию (1867 – 1888) и собрал огромное количество сведений о жизни жителей, флоре и фауне. Фотографируемся у памятника выдающемуся путешественнику.

Едем обратно вдоль залива на Михайловку.

11 (666,5) (h=1645)  – Михайловка. Перед ней крутой подъем от моста через реку Жергалан по грунтовке. 

Дальнейший путь штурман проложил вдоль залива  по грунтовой дороге через Михайловку, Иссык-Куль, Приозерный, Николаевку на Тюп, чтобы посмотреть берег Иссык-Куля, но мы решили  «срезать» по полевой дороге «напрямую», которая привела нас в «пыльное царство». По обочинам – большие заросли конопли. Фотографируемся в них на память.

32,2 (687,7) ( h=1700) – выехали с «пылевой» дороги на асфальтовую трассу Каракол-Тюп

42 (697,5) ( h=1620)  – п. Тюп. Обедаем в центре в кафе: мантами, пивом, арбузами. Как обычно после плотного обеда даже по равнине ехать тяжело J.

43,4 (698,9) –мост через реку Тюп. За мостом развилка, направо дорога в Кеген, нам – прямо на Рыбачье (Балыкчи).

53 — 54 – Курменты. Группа растянулась, каждый едет своим темпом, не останавливаясь. Оттягиваемся. Дорога ровная, хорошего качества, можно погонять. В этом районе дорога идет достаточно далеко (3-4 км) от берега озера, так что с купанием у нас проблемы, а запылились мы на грунте до обеда изрядно. Справа возвышаются снежные горы. Скоро там туда.

59,5 — 50,1 – Фрунзе

63,4 – 66 – Кутурга

68 (723,5) – Ой-Булак

73,6 — 75,8 – Ой-Тал

81 — 81,6 – Орто – Урюкту

87,9 (743,4) – Чон-Урюкту 

90,4 (745,9)  – Орюкту (Урюкту)

95,5 (751,0) – Жаркынбаево (быв. Каменка)

Въезд в Ананьево101,6 (757,1) –въезд в Ананьево.  Ждем Юру, патриота родного ХВЗ, он сильно отстал.  К берегу озера отсюда идет хорошая асфальтовая дорога, проходящая мимо бывшей т/б “Иссык-Куль”. Сейчас ее полностью купили корейцы.

108 (763,5)  ( h=1610) – стоянка на песчаном берегу озера. Вечером дует очень сильный ветер. Вырывает колья палаток, срывает тент. Начинается дождь.

            Ходовое время 5ч 20мин ( Средняя скорость основной группы более 20 км/час и это с пыльными грунтовками. Оттянулись.)

14 августа (среда)

            Дневка.

            Утром облачно. Отсыпаемся, моемся, стираемся. Покупаем провизию на 3-4 дня в Ананьево. Пытаемся сделать отметку в маршрутной книжке на почте. Не удалось. К 16:00 похолодало,  и снова начался дождь. На ужин у нас свежая рыба, купленная у местных рыбаков с пивом.

15 августа (четверг)

            Вынужденная дневка.

Утром наш лагерь оказался под угрозой затопления разлившейся речкой. Дмитрий умудрился прорыть новое русло для речки в песке, которое быстро «полюбила» вода, речка ушла, и лагерь был спасен. Целый день почти не переставая идет дождь. Сильная низкая облачность, гор не видно. В связи с тем, что нам необходимо подниматься в горы, решаем не испытывать судьбу и остаемся на пробережье.

16 августа (пятница)

близ т/б “Иссык Куль” – пер. Уч Куйген – пер. Кок Бель – р. Чон Аксу

 42 км:12 — асфальт, 30 – грунтовая дорога и скотопрогонная тропа

Карта 6 (5 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев. – пер.Озерный – Алма-Аты

Карта 13 (2 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев

Карта 17 (1 км) пер.Кёк-Бель –р.Чонг-Ак-Суу

С утра хорошая погода, сушим видео-фотоаппаратуру и выезжаем. Видим, что все вершины гор – белые, вчера в горах выпал снег. В горах еще «сидят» облака. Возвращаемся в центр Ананьево.

4 (767,5)  – запасаемся бензином и уходим в горы по хорошей асфальтовой дороге. После выезда из поселка справа и слева растут грушевые и яблочные сады. Удержаться невозможно… J

11(774,5)  – поднялись по асфальту до села Четбайсаур и повернули налево в сторону Кок-Тюбе.

Скотопрогонная тропа на перевал УчкугенПодъем на перевал Уч-Куген12 (775,5) ( h=1820)   – поворачиваем с асфальта вправо на грунтовку. Иногда дорога совсем пропадает, видимо машины здесь ездят крайне редко. Встречаются кошары чабанов (на 13, 18.5 и 21.5километрах).

18 (781,5) ( h=1990) – брод через р. Тегерменты.

22,4 (785,9)  ( h=2200) – брод через р. Учкуйген перед одноименным перевалом.

22,8 (786,3) – перевал Уч-Куген (2220м). Дорога – что-то среднее между заброшенной автомобильной и скотопрогонной тропой.

23,2 (786,7) – еще один брод через рукав реки Сут-Булак

переправа через Сут-Булак23,6 (787,1) – еще одна, но более сложная переправа через р. Сут-Булак на спуске с перевала (ширина 30м, глубина 0.3м, сильное течение). На противоположной стороне реки устраиваем обед. С этого места открывается хорошая перспектива на долину, а в далеке виден район Чилико-Кеминской перемычки, где находится перевал Сев. Аксу.

С места стоянки едем травянистым склоном без явной дороги.

25,8 (789,3) – выезжаем на хорошую грунтовую дорогу, идущую из Семеновки по левому (орогр.) берегу реки Аксу.

Подъем на перевал Кок-Бель28,4 (791,9) ( h=2130) – проезжаем по мосту на правый берег реки Аксу и движемся на подъем, который идет серпантином круто вверх.

32,3 (795,8) – пер. Кок Бель (2375м). Спуск с перевала по крупно-каменистой дороге выводит нас к Григорьевскому ущелью

34,1 (797,6) ( h=2200) – мост через р. Чон-Аксуу. Перед мостом – развилка дорог. Хорошая дорога уходит вниз вдоль реки на Григорьевку. Мы переезжаем на другую сторону и уходим по грунтовой дороги вверх к пер. Сев. Аксу. Подъем, не очень крутой, идет вдоль реки Чон-Аксуу. Места сильно заселены чабанами. Есть даже целые поселения, что раньше нигде нами не наблюдалось. Цены на кумыс и айран очень высокие. Люди сильно отличаются от соотечественников с южного берега Иссык-Куля, к сожалению, мы не встретили такого добродушно-бескорыстного отношения. Некоторые киргизы просто норовят «впарить» вам свой товар по двойной цене. Вспоминается мальчик подъехавший к нам:

Дяди хотите покататься?

Хотим .

200 сом.

40,5 (804,0)  – брод через правый приток р. Чон-Аксуу.

Ночевка в долине Чон-Аксуу42 (805,5) ( h=2470) – стоянка за маленьким озерцом у небольшого ручья. Место хорошее, есть дрова.

            Ходовое время 5ч 10 мин

17 августа (суббота)

р. Чон-Аксуу – верховье р. Аксу  (под  пер. Сев. Аксу).

19 км: 3,3- грунтовая дорога, 15,7- тропа

Карта 6 (5 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев. – пер.Озерный – Алма-Аты

Карта 13 (2 км) Ананьево – пер.Уч-Кюнген – пер.Кёк-Бель –пер.Ак-Суу Сев

Карта 17 (1 км) пер.Кёк-Бель –р.Чонг-Ак-Суу

Схема 3. Перевал Ак-Суу

Утром хорошая солнечная погода. Дорога идет до последнего пастбища.

0,5 (806,0)  – переходим  вброд речку.

3,3 (808,8) – конец грунтовой дороги у большого правого притока. Бродим его и выходим на тропу. Тропа завалена крупными камнями и трудно проходима.

Встреча  группы из Томска на Чон-Аксуу3,6 (809,1) – справа небольшой мостик через р. Чон-Аксуу. После брода через приток появилась слабая колея

4,6 (810,1) – переправа через ручей. Далее идет конная тропа.

5,6 (811,1) – встречаем томских горников. Руководитель – девушка.

5,9 (811,4) – справа – маленький мостик на другой берег реки.

7,7 (813,2) (h=2840)– переправа через правый приток  Чон-Аксуу.

 

Тропа вдоль Чон-Аксуу8,9 (814,4) – небольшой брод через правый приток Чон-Аксуу. Сильно каменистая местность.

12,7 (818,2) ( h=3100)– переправа через Теретер -правый приток Чон-Аксуу. Обед. Здесь мы встречаем чабана, который указал нам тропу на перевал. Мы расслабились после обеда и пошли не туда.

Прижим перед переправой через Чон-Аксуу18 (823,5) – прижим реки. Каменистая тропа идет почти по краю воды.

19 (824,5) ( h=3260) – бродим множество рукавов одного из притоков р. Чон-Аксуу, – подходим к реке, необходима переправа вброд. Недалеко от переправы мемориальная доска горнику, погибшему на перевале Сев. Аксу.  В этом месте р. Переправа через Чон-Аксуу перед ночевкойАксу раздваивается на 2 широких рукава. Сильное течение. Ширина 40м, 0.3 глубина, крупные камни. Речку по праву можно назвать ледяной, ощущение, что идешь в жидком льде, сводит ноги, теряется чувствительность. Это самая ледяная речка похода. Уже темнеет. Встаем на ночевку( h=3270) сразу же после переправы на большой поляне. Вечером очень холодно, ноги после брода никак не удается привести “в чувство”.

Ходовое время 4ч 50мин

Запись опубликована в рубрике Отчеты о велопоходах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Тянь-Шань, август 2002 г.

Добавить комментарий